Гульфия Галиуллина
День игры в группе для детей со сложными дефектами. Конспект занятия «Куклы в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ДЕНЬ ИГРЫ»
Тема: «Куклы в гостях у ребят»
ГРУППА №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ
ВОЗРАСТ: 2- 4 ЛЕТ.
Из опыта работы воспитателя Галиуллиной Гульфии Мунавировны
г. Туймазы
Направленность: социализация детей через игровую деятельность.
Предпосылки: развитие современной сюжетно-ролевой игры.
Публикация «День игры в группе для детей со сложными дефектами, Конспект занятия „Куклы в гостях у ребят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вид: методическая разработка.
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: воспитатели, дети, родители.
Характер участия: сотрудничество.
Дата проведения: сентябрь 2012 г.
Актуальность:
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка.
Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.
Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в уме создает основу для мышления, творчества.
Так же игра имеет значение и для развития его личности. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, социальных эмоций, начал нравственности.
Ребенок, который не доиграл в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем дети, имеющие богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать «человеком играющим, т. е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь.
В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, дети с нарушениями в развитии нуждаются в проведении с ними специальных обучающих занятий по игре. Кроме того, недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена не только замедленным темпом психического развития, недостатками интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевыми проблемами, но и недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития, коммуникативных навыков.
В связи с этим возникла необходимость тщательного и системного подхода к календарно-тематическому планированию, отвечающего современным требованиям ФГТ, создания игрового и практического материала, интересного и разнообразного по содержанию, доступного в использовании.
Данная разработка поможет позитивно настроить и организовать момент «вхождения детей в день», провести с детьми интересные совместные мероприятия в течение всего дня; эмоционально насытить и создать в группе атмосферу уюта, удобства и покоя каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Цели:
-реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ;
-создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности для развития современной сюжетно-ролевой игры как способа реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-повышение творческой активности педагогов;
-обобщение опыта работы и участия педагогов в инновационной деятельности ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать и называть предметы одежды.
- продолжать учить детей одевать одежду в правильной последовательности;
-совершенствовать игровые навыки детей, создавая игровые ситуации и сюжеты;
-расширять знания детей о явлениях неживой природы (явление природы солнце).
-закрепить ранее полученные знания и умения детей в разных видах деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической.
- формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:
потребность в чистоте и опрятности, необходимость выполнения физических упражнений;
-расширять представления об окружающем мире, о его действительности;
-развивать познавательный интерес;
-побуждать детей к действиям путем использования произведений народного творчества (потешек);
-активизировать речь, расширять словарный запас детей : названия предметов одежды (колготки, футболка, кофта, юбка, куртка); солнце, солнечные зайчики; употреблять в речи прилагательные с существительными (солнце огромное, лучистое).
Воспитательные:
-формировать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу;
- воспитывать культуру общения, поведения.
-формировать у детей доброжелательные взаимоотношения;
-формировать черты личности - любознательность, самостоятельность, доброту;
- воспитывать бережное отношение к вещам;
- прививать навыки ЗОЖ (после игры с песком мыть руки с мылом).
Коррекционные:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-формировать игровую активность;
-прививать игровые умения и навыки, используя условные действия и роли
детей;
-развивать интерес к объектам живой и неживой природы;
-тренировать наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
-развивать общую координацию движений;
-расширять диапазон использования пальчиковых форм в общении с детьми: развивать мелкую моторику, учить выполнять игровые действия соответственно тексту;
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать память, воображение, речь;
-формировать коммуникативные умения и навыки, дружелюбие.
Этапы работы
I Э Т А П – подготовительный.
Создание условий, необходимых для методической разработки; составление конспекта.
II Э Т А П – формирующий (творческий).
Проведение Дня Игры :
-разыгрывание сюрпризного момента: введение сюжета;
-занятие;
-прогулка: наблюдение, игры;
-вторая половина дня: театрализованная деятельность, игры, индивидуальная работа;
-режимные моменты.
Все виды деятельности проводятся с использованием сюжетной линии.
III Э Т А П – заключительный (презентационный) :
Обобщение материалов и результатов работы - сравнительный анализ развития игровых умений и навыков.
Презентация.
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для игровой деятельности;
- привитие интереса к различным видам игр;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности;
- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций.
Виды деятельности:
Двигательная:
- подвижные дидактические игры;
- подвижные игры с правилами.
Игровая:
- сюжетные игры;
- игры с правилами.
Продуктивная:
- рисование.
Коммуникативная:
- игры с правилами;
- совместные действия.
Трудовая:
- труд в природе.
Познавательно -исследовательская:
- наблюдение;
- экспериментирование;
- решение проблемных ситуаций.
Оформление группы : воздушные шарики, разноцветные (желтые, красные, оранжевые) осенние листочки.
Игровой персонаж: кукла Маша, кукла Наташа.
Утро.
Воспитатель. Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова. Дети говорят: «Доброе утро».
«Минутка дружбы»
Воспитатель.
А теперь станем в кружок.
Дети становятся в круг, держатся за руки.
Воспитатель.
Раз ладошка, два ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Воспитатель. А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы : кукла Таня, кукла Маша.
Детки кукол ждут и ждут.
Что же куклы не идут?
К ним отправимся мы сами,
Что случилось и узнаем.
Чтоб быстрее нам дойти,
Ну-ка, музыка, звучи!
Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.
Дети идут по массажной дорожке.
Воспитатель.
– Вот шагают наши ножки
Прямо к Тане по дорожке.
А дорожка не простая –
Вот красивая какая!
Раз кружочек, два кружочек,
Ну, шагай смелей, дружочек!
Раз, два, три!
К дому Танечки пришли!
Звучит фонограмма «Колыбельной».
Воспитатель –
Наша Таня ещё спит.
Что же делать, как нам быть,
Как нам Таню разбудить?
Может мы потопаем? (дети топают)
А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)
А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:
«Доброе утро!»
(дети произносят вместе с воспитателем)
Кукла просыпается.
Кукла Таня. Доброе утро, дети!
В гости к вам хочу прийти,
Но не знаю, как дойти.
Ручки не хотят вставать,
И ножки не хотят вставать.
Лучше лягу я в кровать.
Воспитатель. А мы Таня делаем каждое утро зарядку, чтобы легче было вставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день.
Воспитатель – Ты, Танюша, не ложись,
Ты с зарядкой подружись!
Утренняя гимнастика.
Цель: развивать подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения частей тела; формировать правильную осанку.
— Ну-ка, встанем по порядку.
Начинается зарядка!
Чтобы нам скорей проснуться,
Нужно дружно потянуться!
Ручки вверх мы поднимаем!
Даже тучки задеваем!
1. и. п. Руки вверх, стоя на носках (3—4 р.)
А теперь проснись головка,
Поворачивайся ловко!
2. и. п. Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.
Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)
Ручки просыпаются,
Туда- сюда качаются!
Взмахи руками вперёд-назад, в стороны-вниз (по 2 р.)
3. и. п. Руки на поясе, ноги вместе.
А теперь проснитесь ножки.
Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)
4. Руки вдоль туловища, ноги вместе.
И шагайте по дорожке!
Непродолжительная ходьба.
Воспитатель – Всё запомнила, Танюша?
Просыпайся поскорей,
В гости ждём всегда друзей!
Воспитатель. Прежде чем отправиться в гости к кукле Маше мы сначала позавтракаем.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно-гигиенических навыков. В процессе умывания чтение потешки:
Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Завтрак.
Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
Однажды наша Маша
Варила дома кашу.
Кашу сварила,
В кашу масло положила.
Молоко налила,
Кашу с маслом залила,
Ешьте, дети, утром кашу,
Будете как Маша наша : здоровыми, сильными, крепкими, красивыми!
Непосредственно-образовательная деятельность. Тема: «К куклам в гости».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:
потребность в чистоте и опрятности, необходимость выполнения физических упражнений;
2. Содействовать накоплению двигательного опыта;
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу детей;
2. Развивать память, воображение, речь;
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим;
2. Развивать культуру общения, поведения.
3. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности и инициативности.
Оборудование: куклы, домики для кукол, предметы личной гигиены (мыло, расчёска, полотенце, физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, оборудование для развития равновесия («лужа», узкая дорожка – мостик, дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Ход занятия.
Воспитатель. А теперь мы отправимся к кукле Маше. Она живёт очень далеко. Но у меня есть волшебные ворота. В эти ворота мы проползём и сразу окажемся у домика Маши.
Дети проползают на четвереньках под дугу. И оказываются у домика.
Воспитатель – Что за странная картина?
Ох, и грязная Маша!
Грязь на щёчках и на лбу!
Грязь на шее, на носу!
Очень стыдно быть такой!
Ты пойди лицо умой!
Кукла что-то шепчет воспитателю.
— Ребята, Маше очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Маше.
Чтобы быть здоровым,
Чистым и красивым,
Нужно умываться
Белым нежным мылом!
Полотенцем растереться,
Причесаться гребешком,
В одежду чистую одеться
И в детский сад пойти потом!
Кукла благодарит детей.
Воспитатель. Ну-ка, быстро умывайся,
К нам скорее собирайся. А мы дальше пойдём. К кукле Наташе.
Слышится шум дождя.
Воспитатель. Слышите, ребята, кажется, дождик начинается. Побежали скорее к домику куклы Наташи.
Непродолжительный бег по кругу под музыку.
Убежали от дождя?
Дети. – Да!
Появляется кукла.
Кукла Наташа. – В гости к вам хочу я очень.
Но не знаю, что одеть.
Воспитатель. Дело в том, что у куклы Наташи много одежды и обуви. И сейчас мы с вами ей поможем выбрать ту одежду и ту обувь, в которой можно смело идти гулять, когда на улице холодно.
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.
2. Развивать мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды.
Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание", рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над последовательностью одевания.
Воспитатель. Сейчас на улице осень, надо одеваться потеплее, когда выходишь гулять. Как нужно одеться Наташе, чтобы ей было тепло на улице?
(Надо надеть колготки, майку, брюки, свитер, куртку и шапку).
Воспитатель. Ребята к нам пришла Маша. Почему ты плачешь?
«Я оделась очень тепло, и мне стало жарко». Ребята, давайте поможем Маше одеться правильно на прогулку. Можно ли было надевать шубу осенью?
(Нет, будет жарко).
Воспитатель. Что нужно одеть кукле Маше на прогулку?
(Колготки, футболку, кофту, юбку, куртку и шапку).
Кукла благодарит детей.
Воспитатель – Одевайся поскорей,
И на улицу смелей.
Приходи к нам кукла в гости,
Рады видеть мы друзей.
Осень дождик принесла,
Осень лужу налила.
Стоит лужа на пути,
Как нам лужу перейти?
А я мостик положу,
Я по мостику пойду,
Ножек я не замочу!
Физкультурное упражнение «Пройди по мостику» — упражнение на развитие равновесия. Дети переходят импровизированную лужу по мостику.
Воспитатель.
Дождь покапал и прошёл,
Солнце в целом свете,
Это очень хорошо,
И большим и детям!
Наташа, гулять пора.
На дворе нас ждет игра.
Воспитатель. Ребята, мы помогли нашим куклам привести себя в порядок, одеться, пора и на улицу.
Подготовка к прогулке, прогулка.
Цель: 1. Учить детей различать и называть предметы одежды,
2. Воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу при одевании.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку надевай.
Первыми – трусики,
А за ними маечку:
Девочке – с бусинкой,
Мальчику – с зайчиком.
А потом колготки
Мы с тобой наденем,
Каждую ножку
В домик поселим.
Вот и до рубашечки
Добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки
Домик тоже свой.
А теперь штанишки
Смело одевай.
В них свою рубашечку
Умело заправляй.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
А теперь давай в сапожки
Мы обуем наши ножки.
Два сапожка и две ножки-
Каждой ножке по сапожку.
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
Нам осталось напоследок
Шарф под шею завязать,
Ручки спрятать в рукавички,
Вот и все! Идем гулять!
Наблюдение за солнцем.
Цели: - вырабатывать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло;
- поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
Воспитатель. Сегодня светит солнышко – тепло. Солнце огромное, лучистое. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. А сейчас мы с вами поиграем с солнечными зайчиками, для этого поймаем солнечный луч на зеркало и наведем на стену.
Стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики».
Скачут побегайчики
солнечные зайчики.
Мы зовем их — не идут.
Были тут — и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там — и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Подвижные игры : «Бегите ко мне».
Цель: поупражнять в беге в одном направлении, развить быстроту; доставить удовольствие от коллективной деятельности.
«Попади в круг».
Цель: совершенствовать умение действовать с предметами; учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость.
Воспитатель. Нашим куклам понравилось с нами играть, у них даже щечки порозовели. Ребятки, давайте покажем нашим куклам, как мы умеем печь пирожки из песка, а потом мы их угостим пирожками.
Игры с песком.
Цель: Дать элементарные представления о свойствах песка. Развивать у детей творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки.
Основное содержание: сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки.
Индивидуальная работа с Дилией, с Тихоном (ходьба змейкой между кубиками).
Трудовая деятельность: сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
Выносной материал: мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, ведерки, совочки, кубики.
Возвращение с прогулки.
Подготовка к обеду.
Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно-гигиенических навыков.
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
Обед.
Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мыс тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
А куда поедем днем, перед сном?
Со станции Топтушкино,
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И - чуточку поспать!
На станции Вставайкино
Проснешься - выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию Кровать!
На этой сонной станциии
Так сладко засыпать.
Гимнастика пробуждения после сна.
Цель: развивать подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения частей тела; формировать правильную осанку.
"Улетают сны в окошко"
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Давно пора вставать.
Сон закончился - встаем!
Но не сразу.
Сначала руки проснулись,
Потянулись.
С боку на бок повернулись, -
И на спинку все легли,расшатались как могли.
Выпрямляются ножки,
Поплясали немножко.
Ручки вверх и ножки вверх,
Пошалить сейчас не грех.
Вторая половина дня.
Полдник. Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
Воспитатель. Ребятки, а давайте мы наших кукол оставим жить у себя в группе. Мы с вами построим куклам дом.
Дидактическая игра: «Построим куклам дом».
Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое - трое для самостоятельных игр.
Материал. Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т. д.).
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: Давайте построим для кукол дом. Кто хочет построить? Тихон, ты хочешь сделать дом для кукол? Давай вместе строить, а куклы посмотрят, как мы будем работать". Воспитатель сажает кукол на ковер. В ходе строительства задает вопросы: "Из чего будем строить дом? (Из кирпичиков.) Тихон, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Тихон, проверим, смогут ли куклы жить в этом домике. (Если куклы высокие, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.) Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.) В процессе строительства дома вместе с Тихоном воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей : одному предлагает сделать забор, другому - дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей. Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек, при этом спеть песню "Строим дом" (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой) :
Тук да тук,
Тук да тук,
Раздается
Громкий стук.
Строим дом,
Дом большой,
И с крылечком,
И с трубой.
Воспитатель. Дом для кукол построили, а сейчас мы с куклами поиграем.
Игра: Спрячем куклу Машу.
Цель: обучать игре с куклой, развивать внимание.
Ход игры.
Ребенок сидит на стульчике. Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать. Ребенок идет в другую комнату, взрослый прячет куклу. Ребенок возвращается, взрослый поет:
- Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу.
Оля к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
Ребенок находит куклу, взрослый хлопает в ладоши. Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.
Воспитатель. Ребята вы сегодня молодцы, помогли нашим гостям кукле Маше и кукле Наташе привести себя в порядок, научили правильно подобрать одежду по сезону, построили куклам дом.
Самостоятельные игры детей.
Цель: учить самостоятельно находить себе занятие по интересам, развивать двигательную активность, силу, ловкость. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ужин. Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
Уход детей домой.