Елена Авдюшева
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись
▼ Скачать + Заказать документы
Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления
Слайд 2.
Развивать в человеке творческие способности, значит ставить перед ним задачи, благодаря которым, он будет нестандартно мыслить. Проблема развития творческих способностей в наше время стоит наиболее остро. Это обусловлено тем, что дети, гораздо меньше совершенствуют свои творческие способности, навыки, особенно в мире, наполненном различными гаджетами и компьютерными технологиями. Оказать помощь в решении данной проблемы может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров - пейзажная живопись. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Значение детского изобразительного творчества для всестороннего развития личности ребёнка подчёркивали отечественные педагоги и психологи: Н. Н. Волков, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Л. В. Компанцева, Н. А. Курочкина, Т. Я. Шпикалова и другие.
Публикация «Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы, Пейзажная живопись» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Они считают, что творчество - процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения кругозора и познания природы, объема навыков и умений. И изучение, а затем и изображение пейзажа, способствуют развитию творческих способностей детей.
Слайд 3.
Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим и уникален. Н. А. Курочкина выделяет следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский, городской и парковый, архитектурный, индустриальный, космический или фантастический и исторический пейзаж. По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
Слайд 4.
Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что не все дети воспринимают достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета. Дети плохо ориентируются на плоскости листа.
В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:
1. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусств. Познакомить детей с жанром живописи - пейзажем.
2. Развивать творческие способности детей, умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
3. Создавать условия для отражения полученных впечатлений от восприятия произведений искусства в детской изобразительной деятельности.
Слайд 5.
Для реализации поставленных задач использовалась педагогическая технология Н. А. Курочкиной «Дети и пейзажная живопись».
В основе данной технологии лежит знакомство детей с пейзажной живописью, представленной в синтезе с музыкальными и поэтическими образами природы для формирования более глубокого и прочувствованного понимания художественного пейзажа, постижения своеобразия и единства языка разных видов искусства.
Организация работы с детьми осуществлялась по двум направлениям – через восприятие картины и формирование навыков пейзажного рисования.
Успех художественного развития детей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.
Слайд 6.
Принципы отбора произведений пейзажной живописи:
- произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения;
- художественные образы картин должны быть понятны детям, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов;
- картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности;
- при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения.
И, конечно же, при подборе пейзажных картин следует учитывать возраст детей.
Слайд 7.
По мнению автора, знакомство с пейзажной живописью можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе.
Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, лето, а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.
Слайд 8.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Необходимо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.
Слайд 9.
В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» художника-живописца. Однако всегда следует исходить из возможностей детей.
Слайд 10.
Н. А. Курочкина определила несколько видов НОД для знакомства с пейзажной живописью (первично-ознакомительные, углублённо-познавательные, обобщающие, смешанного типа, занятия-экскурсии, занятия – путешествия, интегрированные занятия).
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме НОД, в совместной и самостоятельной деятельности с детьми в режимные моменты, а также в ходе образовательной деятельности изобразительной студии «Пчелка».
Разработаны перспективный план работы изобразительной студии «Пчелка» и конспекты НОД по ознакомлению детей с пейзажной живописью, все темы определены в соответствии с временами года. Обновлены старые и разработаны новые дидактические игры на развитие чувства цвета, формы, композиции, перспективы.
В образовательной деятельности использовали следующие методы и приёмы ознакомления детей с пейзажной живописью: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, приём «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий, беседа по картине, искусствоведческий рассказ педагога, использование художественного слова, игровые задания, показ приёмов изображения объектов природы, способов работы с различными изобразительными материалами, выставка детских работ и анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче картины о природе.
Слайд 11.
Знакомство с пейзажной картиной начинается с искусствоведческого рассказа, он состоит из сообщения названия картины; фамилии художника; о чём написана картина; что самое главное в картине (выделить композиционный центр); как она изображена (цвет, построение, расположение); что красивого показал своим произведением художник; о чём думается и какое настроение передает картина.
Слайд 12.
Также знакомство с картинами начинаем с рассматривания и с постановки вопросов: - О чём картина? Почему думаешь так, расскажи? Как бы ты назвал картину? Что красивого и удивительного передал художник в пейзаже? Какое настроение вызывает картина и почему?
Во время таких вопросов добавляем игровые элементы, стимулирующие желание детей рассказать о понравившейся картине, например, «Кто будет экскурсоводом?»
Слайд 13.
Используем приём сравнения, где вначале даются для сравнения две картины разных художников одного жанра, но с контрастным настроением (Например, И. И. Левитан «Золотая осень» и И. С. Остроухов «Золотая осень», а затем картины одного художника, но разного колористического решения (Например, картины И. Э. Грабаря «Иней» и «Зимний пейзаж»).
Слайд 14, 15, 16.
В течение года, совместно с музыкальными руководителями была проведена интегрированная непосредственно образовательная деятельность на темы: «Приключение красок», «Какая она, зима?», «Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов». Дети рассматривают репродукции картин под звуки классической музыки и стихи великих русских поэтов. Смотрят отрывки из балета и сами пытаются воспроизвести некоторые движения, затем, все полученные впечатления дети выражают в своих рисунках. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Слайд 17, 18, 19.
Для более детального и непосредственного изучения природы, мы ходим с детьми на прогулку, где рассматриваем и изучаем деревья, их форму, размер стволов, веток, листьев и крон. Ищем сходства и различия между деревьями и кустами. Наблюдаем, как меняется природа в зависимости от времени года. В начале осени мы с детьми совершили прогулку в городской парк им. М. Ф. Кельдюшева, где познакомились с разными видами деревьев. Зимний пейзаж мы наблюдали в городском сосновом бору, где более подробно рассмотрели сосны-великаны, бродили по узким заснеженным тропинкам и любовались укутанными снегом деревьями. Весной ходили на набережную, посмотреть ледоход на реке Исеть. Вид с набережной открыл нашему взору красивые просторы Шадринского края и дети впервые осознанно увидели линию горизонта и деревья, находящиеся от нас далеко и близко, т. е. в перспективе. После таких прогулок дети выражали свои эмоции и впечатления на рисунке.
Слайд 20.
Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т. п. Рисуя деревья, дети понимают, что дерево чем-то похоже на человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. Для лучшего запоминания деревьев, вводятся дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Узнай дерево по листочку».
Слайд 21.
Очень нравятся детям занятия, которые раскрывают секреты художников – живописцев, например, секрет цвета, раскрывая его, дети учились смешивать краски для получения новых оттенков и открывали для себя новые знания - от чего зависит цвет неба, цвет воды или снега. Они знакомятся с тем, как изображали небо и море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их. Играют в дидактические игры: «Подбери палитру к картине», «Составь гусеницу», «Радуга», «Времена года», «Части суток» и др.
Слайд 22.
Знакомятся дети с такими понятиями, как «линия горизонта», «воздушная и линейная перспективы» и «композиция». Новые знания дети закрепляют с помощью дидактических игр: «Найди картину по эскизу», «Узнай по описанию», «Найди общее», «Составь композицию», «Далеко - близко».
Слайд 23.
При выполнении пейзажных работ с детьми-дошкольниками использовались и нетрадиционные техники работы. Такие, как:
- рисование сухой кистью способом «тычка»,
- оттиск листьями,
- рисование только одним цветом, например, «белым по черному».
Слайд 24.
Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.
Слайд 25.
В детском саду созданы необходимые условия для творческого развития детей, имеется кабинет изостудии, в котором представлены репродукции картин художников-пейзажистов Айвазовского И. К., Васнецова А. М., Куинджи А. И., Левитана И. И., Поленова В. Д., Саврасова А. К., Шишкина И. И., Грабаря Н. Э.
В каждой группе имеется центр изобразительного искусства, специально оборудованный для продуктивной творческой деятельности. В наличии изобразительные материалы, дидактические игры, имеется серия открыток с репродукциями картин.
Слайд 26, 27.
Процесс развития детских творческих способностей будет наиболее эффективен при взаимодействии педагога с родителями. С этой целью проводился ряд мероприятий: консультации «Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности», «Нетрадиционные техники рисования», «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству», «Рисуем вместе с ребенком»; на Мастер-классах в изостудии родители совместно с детьми рисовали любимые сказки, зимний пейзаж и своими руками мастерили куклу закрутку; вместе с детьми посетили музей и художественную школу.
Данная работа позволила сделать следующие выводы, что пейзажная живопись, а также созданные условия для восприятия произведений искусства и детской изобразительной деятельности являются эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Знакомство с произведениями художников – пейзажистов развивает художественное восприятие, понимание языка искусств, дети узнают о средствах выразительности, приёмах изображения. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Слайд 28.
По итогам проведенной работы с детьми выявлены следующие результаты:
Достаточный уровень - 7детей (37%, близкий к достаточному – 12 детей (47%, низкий уровень – 1 ребенок (16%).
Следовательно, наблюдается динамика в развитии творческих способностей детей средствами пейзажной живописи.