Екатерина Никитина
Использование лэпбука «России святой старина» в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Использование лэпбука "России святой старина" в работе по приобщению дошкольников
к истокам русской народной культуры".
Авторы: Никитина Е. В., воспитатель, Головкина М. В., воспитатель, Пичужкина М. С. учитель - логопед.
Одной из годовых задач нашего детского сада ГБОУ НШ с. Красноармейское структурное подразделение детский сад «Огонек» является приобщение к русской народной культуре, через художественно – эстетическое развитие посредством декоративно – прикладного и фольклорного искусства. Для реализации этой задачи нами был выбран проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «В каждом маленьком предмете живет русская душа».
Публикация «Использование лэпбука „России святой старина“ в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук «Моя Россия»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чтобы работа в этом проекте была более продуктивная нами было создано дидактическое пособие «Лэпбук» для детей старшего дошкольного возраста «России святой старина».
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Данное пособие соответствует ФГОС, так как включает в себя интеграцию всех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное и физическое развитие.
Каждая страница лэпбука озаглавлена русской народной пословицей или поговоркой.
Данный лэпбук состоит из следующих разделов:
1. «Молодец в кафтане – девка в сарафане».
Цель данного раздела: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
2. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Этот раздел включает в себя:
книгу, которая знакомит детей с русским народно – прикладным искусством. Книга совершенствует знания детей о известных видах декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской и др.
Материал для самостоятельного художественного творчества детей.
3. Своя – то избушка, как милая подружка.
Эта страница лэпбука знакомит детей наглядно с традициями и бытом русского народа, внутренним убранством избы. Обогащает словарный запас детей новыми словами: изба, люлька, ухват, кочерга, лапти и тд.
На закрепление знаний детей можно им предложить ТРИЗ – игру «Да – нет».
4. В каждом маленьком предмете живет русская душа.
Знакомство с назначением предметов русского быта.
Давным – давно в деревне
Жила одна семья.
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра
Его сейчас откроем
И поведем рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.
В этом сундуке содержатся картинки с пояснениями о назначении данных предметов.
Здесь же для закрепления с детьми можно провести ТРИЗ – игру «Какой предмет я загадала?»
5. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Эта страничка помогает вспомнить и закрепить знания детей о русских народных сказках, используя игру «Расскажи сказку» и магнитный театр.
6. «Живи своим трудом, а не чужим добром».
Этот раздел знакомит детей с жизнью и трудом детей на Руси, используя наглядность.
7. «Все, что есть в печи – все на стол мечи».
Это раздел содержит в себе альбом «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…», который знакомит детей с народными традициями; обычаями, обрядами: гостеприимство, празднование Рождества, Крещения, масленицы, Пасхи, посиделки и т. д.
8. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами, а осень с пирогами».
Цель: познакомить детей с народным календарем, закрепить знания детей о временах года;
Данная страница содержит папки – передвижки о каждом времени года. Каждая папка – передвижка включает в себя картинку, пословицы, поговорки, народные приметы, народные рецепты, народный календарь о каждом годовом месяце.
В этот раздел входят мнемотаблицы о каждом времени года.
Данные папки- передвижки можно использовать не только в работе с детьми, но также и как материал для родителей.
9. «Грамотней не тот, кто читать умеет, а кто слушает, да разумеет».
Лэпбук знакомит детей с русскими народными загадками, пословицами и поговорками, закличками, небылицами, молчанками – голосянками, приговорками, считалками, дразнилками, мирилками. Это позволяет развивать речевую активность детей средствами фольклора.
А также можно использовать такое задание – «Придумай рассказ по пословице», это позволяет подвести к пониманию значения пословиц, поговорок и других малых фольклорных форм.
10. Следующая страница «Кончил дело – гуляй смело», которая помогает вызвать интерес детей к народным играм и желание в них играть как в детском саду, так и дома.
Данное пособие помогает нам реализовать поставленную задачу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, а детям освоить материал в наглядной, игровой и практической деятельности.