Ольга Борисовна Куликова
Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки).
Задачи:
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;
-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество,
самостоятельность;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы: «Русская изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами,прялка и т. п.); игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству детей.
Предварительная работа :регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.
Ход занятия:
Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в нарядный стилизованный русский костюм). Хозяюшка приветливо здоровается с детьми, предлагает им оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы обихода, вещи. Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку,коромысло с ведрами и т. п. Хозяюшка уточняет назначение этих предметов. Затем предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола. Интересуется у детей, умеют ли они загадки разгадывать. Дети отвечают утвердительно. Тогда Хозяюшка обращает внимание детей на деревянный сундучок, стоящий у печки и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:
-Мохнатенький, усатенький,
Молочко пьет, песенки поет.
(дети отгадывают - кот, котик)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Хозяюшкой проговаривают потешку:
-Как у нашего кота – шубка очень хороша,
-Как у котика усы – удивительной красы,
Зубки белые, глазки смелые.
Хозяюшка ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :
-Идет, идет рогами трясет, травки просит:
«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е.»
(дети отгадывают – коза)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:
-Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.
Кто каши не ест, кто молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!
Поставив козу рядом с котиком, Хозяюшка загадывает следующую загадку:
-Полем идет, травку жует, мычит :
«Му-у, му-у»,-кто же это, не пойму?
(дети отгадывают – корова)
Хозяйка достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:
-Ты, Буренушка,ступай, в чистом поле погуляй;
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Хозяюшка загадывает последнюю загадку:
-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?
(дети отгадывают – петушок)
Хозяюшка достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:
-Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Хозяюшка предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что Петушок- это птица!
Хозяюшка:
-Что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!
Проводится физминутка «Петя, Петенька, петух» :
Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны и говорят:
-Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!
Дети идут по кругу друг за другом, руки- крылья – назад:
-Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :
Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями:
-Ку- ка- ре-ку-у-у!
(Игра проводится два раза.)
Хозяюшка приглашает детей вернуться в избу и обращает их внимание на курочку (мягкая игрушка) в лукошке на лавке у печи. Просит детей угадать, из какой сказки пришла курочка. Интересуется, любят ли детки сказки ; какие сказки знают? Пока дети отвечают, второй воспитатель отводит к большому сундуку мальчика и девочку из группы (хорошо владеющих связной речью) и помогает им переодеться в сказочных бабу и деда (сарафан, фартук, платок, косоворотка, борода, треух). Когда Хозяюшка предлагает детям присесть на лавку, артисты уже готовы. Хозяюшка радуется появлению артистов, отдает им курочку в лукошке. Обращаясь к детям,сидящим на лавке, спрашивает: «Какая сказка у нас в гостях?» (Зрители- дети называют «Курочка Ряба»). Хозяюшка просит всех детей помочь ей рассказать эту сказку. Напоминает детям, что сказку нужно рассказывать спокойным,неторопливым голосом – голосок звучит, как ручеек журчит. Хозяюшка начинает рассказывать сказку, останавливаясь и давая возможность детям договаривать слова и фразы. Дети – артисты с помощью жестов и мимики исполняют свои роли. Хозяюшка с помощью игрушки – мышки участвует в драматизации.
Закончив повествование словами : «Вот и сказке конец! А кто слушал- молодец!», Хозяюшка предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и говорит:
-А ну, ребятки,вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (Дети кружатся).
-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие ребятки-цыплятки,становитесь за мной.
(Дети становятся друг за другом стайкой.)
Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять» :
«Цыплята» шагают за «курочкой», высоко поднимая колени и хлопая «крылышками».
-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Курочка» поворачивается к «цыплятам» и грозит им пальчиком, «цыплята» делают то же самое.
-Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!
«Курочка» и «цыплята» гребут «лапками».
-Лапками гребите, зернышки ищите.
Гладят себя «крылышками» по животу.
-Съели толстого жука, дождевого червяка.
Наклоняются, отставляя «крылышки» назад, выпрямляются, запрокидывая голову.
-Выпили водицы полное корытце!
«Курочка» : «Ко- ко –ко, ко- ко- ко, не ходите далеко, а то лисонька придет и цыпляток унесет! Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»
«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается всех обнять, погладить.
Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!»
(Все вместе кружатся.)
Вдруг Хозяюшка предлагает детям прислушаться. Все слышат кудахтанье курочки. Вместе подходят к лукошку с курочкой и замечают, что оно полно яиц! (Яйцо- пластиковый контейнер для игрушки от киндер-сюрприза,сверху – белый пластилин.)Хозяюшка рассказывает детям, что скоро праздник – Светлая Пасха. К этому дню люди пекут куличи и красят яйца. Предлагает подумать детям, как и чем можно украсить яйца. Дети рассматривают яйца, замечают, что они из пластилина. Догадываются, что можно украсить зерном, бусинками. Хозяюшка выставляет на стол чечевицу, горох в мисках. Дети берут яйца, усаживаются за столы, начинают украшать яйца, катая их в мисках. Хозяюшка помогает, подбадривает, хвалит, радуется вместе с детьми. Затем яйца выкладываются на блюдо, все любуются ими. Дети прощаются с Хозяюшкой, уходят в группу, унося гостинцы от курочки.