Наталья Королёва
Детско-родительский клуб «Родительский Университет» как одно из условий для профилактики психоэмоционального напряжения детей
▼ Скачать +Заказ
«Детско-родительский клуб «Родительский Университет», как одно из условий для профилактики
психоэмоционального напряжения дошкольников»
Педагог-психолог МБДОУ № 24 Королёва Н. П.
Аннотация
Методическая разработка «Детско-родительский клуб «Родительский Университет», как одно из условий для профилактики
Публикация «Детско-родительский клуб „Родительский Университет“ как одно из условий для профилактики психоэмоционального напряжения детей» размещена в разделах
психоэмоционального напряжения дошкольников», поможет воспитателям, педагогам-психологам, учителям - логопедам, дефектологам, социальным педагогам, родителям, студентам в снятии утомления, психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Данная форма организации деятельности с родителями и детьми дошкольного возраста актуальна, она отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). Так как для профилактики психоэмоционального напряжения дошкольников должны быть соответствующие психолого-педагогические условия, как в детском саду, так и в семье. Практика показывает, чтобы достичь коррекционного эффекта, в результате специальных занятий с ребёнком в детском саду, необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. Для эмоционального благополучия детей очень важно взаимопонимание между родителями и детьми.
Новизна данной методической разработки с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы в том, что в воспитании необходимы специальные знания, которые ещё не укоренились в сознании значительной части современных родителей. Это возможно только при повышении компетентности родителей в этой сфере. Очень важно вести активную совместную работу с родителями. Поэтому, мы организовали в нашем детском саду работу детско-родительского клуба «Родительский Университет».
Цель: психологическое просвещение родителей и психопрофилактика семейных детско-родительских отношений.
Задачи:
Создание условий в семье для профилактики психоэмоционального напряжения, психологического неблагополучия ребёнка;
Формирование у детей доброжелательного отношения к родителям.
Историческая справка. Семья, по мнению В. А. Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Дошкольное учреждение и семья имеют важную роль в гармоничном развитии ребёнка.
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребёнка способов и приёмов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребёнка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Поэтому, работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности по профилактике психоэмоционального напряжения, должна проводиться как в детском саду, так и в семье. Это возможно при повышении компетентности родителей в этой сфере. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников является детско-родительский клуб «Родительский Университет».
Основными принципами работы детско-родительского клуба «Родительский Университет» являются: добровольность, соблюдение педагогической этики.
В основу предлагаемой разработки положен опыт педагога-психолога МБДОУ № 24, г. Армавир, Королёвой Натальи Павловны, отработанный в течение многих лет с родителями воспитанников.
Совместные детско-родительские мероприятия (беседа, дискуссия, диспут, семинар-практикум, мастер-класс, круглый стол, просмотр презентаций, викторины, выставки, конкурсы, детско-родительские игры, конференции, психологические акции) способствуют повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детьми, повышается уровень детско-родительских отношений и улучшается настроение детей и взрослых. Представленные формы работы достаточно вариативны. Имеется возможность их изменения или дополнения.
Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (личностно-ориентированный подход, предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся). Развивающие задачи: развитие у дошкольников и родителей социальных навыков взаимодействия.
Воспитательные задачи: воспитание доверительных отношений между членами семьи и дошкольным учреждением. вопросам воспитания и развития.
Ожидаемые результаты:
Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
Повышение педагогической культуры родителей;
Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
Сплочённость семьи;
Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста;
Психическое и личностное развитие всех участников клуба;
Использование родителями элементов арттерапии для всестороннего развития личности ребёнка и его социализации в ДОУ;
Сформированность у детей речевой активности, творческих способностей и познавательных процессов.
Заключение. Предлагаемый опыт, привнесёт положительный результат в работу коллеги педагога-психолога, по профилактики психоэмоционального напряжения дошкольников, при тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
План. Детско – родительского клуба «Родительский Университет»
№ Мероприятие Месяц
1 Фестиваль «Детский сад – это радость для ребят» 1-6 гр.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду работников дошкольного образования.
(педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию)
2 Конкурс «Души запасы золотые» 1-6 гр.
Цель: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения.
(педагог-психолог, учитель-логопед)
3 Викторина «Мультгерой» Подг. гр.
Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации познавательной, двигательной деятельности.
(педагог-психолог, музыкальный руководитель)
4 Конкурс «Папа и я – неразлучные друзья» 1- 6 гр.
Цель: воспитание у детей уважительного отношения к отцу, способствовать их совместному взаимодействию на основе общих интересов и дел.
(педагог-психолог, учитель-логопед)
5 Детско- родительская акция «Фруктовое настроение» 1-6 гр.
Цель: Создание благоприятного психологического климата в семье. (педагог-психолог)
6 Конкурс «Когда ты рядом, жизнь светлей» 1-6 гр.
Цель: воспитание любви и уважительного отношения к матери.
(педагог-психолог, учитель-логопед)
7 Фестиваль «Игра 4D» Мл. гр. и 2гр. ран. возр.
Цель: популяризация детской игры среди детей.
8 Мастер-класс «Калейдоскоп весёлых игр с образами животных». Ср. гр.
Цель: обучение родителей взаимодействию с детьми средствами игровой терапии.
9 Музыкально-психологический детско- родительский вечер 1-6 гр.
Цель: улучшение детско-родительских отношений. (педагог-психолог, музыкальный руководитель)
10 Психологический фестиваль «Театрального искусства» Ст. гр.
Цель: улучшение настроения у детей и взрослых, развитие творческих способностей.
(педагог-психолог, музыкальный руководитель)
Литература:
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста", М. 2010.
2. Вердиго Н. П., Игры, которые лечат. Психотерапевтические игры. Дыхательные упражнения. Упражнение на снятие нервного напряжения у детей. Упражнения на развитие эмоциональной сферы. Ароматерапия для детей, Архангельск, 2004.