Татьяна Петрова
Теоретические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
.1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействие ДОУ с семьей.
1.1. Современные концепции, модели, формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Позиция ДОУ в работе с семьей заключается в разработке концепции. Концепция – это система стратегических, философских, организационных, методических и педагогических целей, которые должны реализовываться в разнообразных моделях воспитания родителей.
Публикация «Теоретические подходы к проблеме взаимодействия ДОУ с семьей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Современная эпоха характеризуется большим разнообразием моделей воспитания родителей. В 80 –е годы в США были разработаны системы воспитания родителей, исходящие из разных идей, принципов и систем ценностей. Эти модели применяются в воспитании родителей в большинстве европейских и скандинавских стран и интерес к ним велик в психолого – педагогической науке в настоящее время.
Рассмотрим их поподробнее.
Адлеровская модель – это модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основоположником этой модели стал психолог Альфред Адлер. Речь в этой модели идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». Адлер вывел две основные задачи воспитания родителей:
- помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;
- помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Учебно-теоретическая модель – основана на общей теории бихевиоризма. Основная идея этой модели заключается в привитии родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Основная идея этой модели в том, что поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение соответственно отражается и на поведении детей. Одной из целей воспитания по этой модели является подготовка родителей к диагностике поведения ребенка. Основные понятия учебно–теоретической модели :
«социальные навыки поведения». Задачи этой модели реализуются в нескольких направлениях:
- родителей обучают умению наблюдать поведение ребенка;
- их обучают по принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей;
- родителей учат создавать определенную оценочную программу для более эффективного формирования или изменения поведения ребенка.
Модель чувственной коммуникации вывел Т. Гордон. В ней говорится, что внимание концентрируется на формировании коммуникационных отношений и навыков общения. В центре ее – передача чувств от человека к человеку. Основу взглядов Т. Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности К. Роджерса. Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Согласно этой модели родители должны усвоить три основные умения:
- активно слушать, т. е. умение слушать, что ребенок хочет сказать родителям;
- довести до сознания ребенка собственные слова;
- использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. По Гордону любая проблема решается родителями совместно с детьми. В воспитании детей задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений.