Людмила Викторовна Гуляева
Роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка»
Введение
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Публикация «Роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка» размещена в разделах
Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы у ребенка начинается формироваться определенное отношение к людям, к труду, приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, складывается характер, вырабатываются привычки.
Игра – отражение жизни.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формировании личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А Сухомлинский подчеркивал, что «игра» - это огромное светлое солнце, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
Играть любят все, она социализирует, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых, смеется, иронизирует, пародирует, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Игру рассматривают как первую степень познания мира.
Игры разнообразны по содержанию, сложности, форме изложения. Одни происходят из традиционных народных игр, придумывают взрослые, а некоторые придумывают, и модифицирую дети.
Игра занимает большое место в системе нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет. Ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного «правильного» использования. Психологическое развитие ребенка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов умение усвоение знаний, образование новых интересов и потребностей.
В процессе игры интенсивно развиваются не только отдельные психические функции, но и происходит изменение психики ребенка в целом. На пределе работают мышление, память, восприятие. В игре ребенок больше запоминает, обогащается запас знаний ребенка о мире
Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребёнка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Цель исследования: выявить и обосновать особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность дошкольника.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать характеристику понятия игры, ее особенности.
2. Рассмотреть отечественные подходы к теории игры.
3. Раскрыть р Теория игры
Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблемы игры привлекает к себе внимание исследователей, психологов, педагогов, философов, социологов, искусствоведов, этнографов, биологов.
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей и остается жизненным вопросом до сих пор.
Наиболее широко Л. С. Выготский высказывает свои взгляды на игру в лекциях. «В игре ребенок открывает : каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь». Л. С. Выготский говорил о том, что игра совершается не от вещи, а от мысли. Главный критерий игры - наличие мнимой ситуации. Выготский отмечал, что главной чертой игровой деятельности является способность играющего удерживать одновременно две позиции. Для Л. С. Выготского игра, прежде всего, относится к сфере сознания, к сфере построения смыслов и значений
Разработанная Д. Б. Элькониным теория детской игры стала базовой и легла в основу многих исследований. В сотрудничестве с «харьковской группой» (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и др.) он представил результаты своих исследований. Основной вопрос - понимание природы игры. С его точки зрения в игре ребенок может сделать то, что он не может сделать в реальности.
Основные вопросы, которые интересовали Д. Б. Эльконина: критический анализ существующих теорий игры, историческое происхождение и понимание игры как ведущего типа деятельности и раскрытие ее социального содержания, проблема символизма и соотношения предмета, слова и действия в игре. Исследования велись в коллективе, при постоянных контактах с А. Леонтьевым, П. Гальпериным, А. Запорожцем.
В научной литературе, затрагивающей воспитание и развитие дошкольника, ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности. А. Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе этой деятельности у ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую культуру личности, т. е. способствует проявлению характерных именно для этого возраста новообразований.
В работах Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева дан подробный анализ генезиса сюжетно-ролевой игры, её структуры, выделены основные закономерности развития игры на протяжении дошкольного детства, показано значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста.
Следуя культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и личностно-деятельностному подходу А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, социальная природа детской игры определяется:
-- во-первых, «это не инстинктивная, а именно предметная деятельность, которая составляет основу осознанного ребенком мира человеческих предметов»;
-- во-вторых, она социальна по своему внутреннему содержанию, по своему происхождению, т. к. возникает из условий жизни ребенка в обществе;
-- в-третьих, «она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет естественную особенность человеческой природы»;
-- в-четвертых, суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - центральное и самое общее значение игры»;
-- в-пятых, в процессе игры у детей формируется готовность к труду, который становится основным видом деятельности взрослого человека.
Таким образом, упор делается на освоение в игре внешней социальности, которое происходит через роль - основную единицу игры. Ребенок хочет быть похожим на взрослого, но может это реализовать только в игре. Структура игры включает в себя следующие компоненты: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Все эти элементы тесно взаимосвязаны.
Итак, сюжетно-ролевая игра — это вершина развития игры. Она является ведущей деятельностью дошкольного возраста. В ней формируются ведущие новообразования этого возраста (творческое воображение, образное мышление, самосознание, развиваются все высшие психические функции.
Однако в современной психологии продолжаются дискуссии об учении Д. Б. Эльконина об игре как об особой деятельности, об изменении реальности детства - теория создана на основе исследований, сделанных более полвека назад, в социалистическом государстве. Современное общество и детство претерпело ряд изменений, т. е. игра тоже изменилась
Виды и формы игры в дошкольном возрасте
Игры имеют познавательный и развлекательный характер, обусловленный досуговым, психологическим или педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Игра находится всегда в настоящем, поэтому может внезапно начинаться и прерваться, менять свои правила и действия.
Имеется множество классификаций игр
Е. А Покровский выделяет подвижные, игры с хороводами и с песнями, игры с игрушками, символические игры.
Психолог детский Стем делит все игры на коллективные и индивидуальные.
Ш. Бехтер, что все игры делятся на игры - фантазии и игры с обманом, на функциональные, игры в конструирование и пассивные игры.
Г. Крайг выделяет игры - возни, сенсорные игры, языковые игры, игры с правилами, ролевые игры.
С. А. Шмаков в своей книге «Игры учащихся-феномен культуры» отмечая, что в мире существует огромное количество игр, анализирует имеющиеся в литературе классификацию игр. Он предлагает сделать общепринятым разделением всех игр на следующие группы.
1) игры с готовыми «жестами» правилами;
2) игры «вольные» в которых правила устанавливаются по ходу игровой деятельности
3) игры, включающие в свободную игровую стихию, и возникшие по ходу правила.
Каждую группу следует различать по внутренним и внешним признакам.
К внутренним признакам игры С. А. Шмаков относит способности индивида к игре и в игре: воображение, состязательность, импровизация, обособление, подражание, перенесение, импровизация и т. д.
К внешним признакам относятся: форма, содержание, место проведения, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров, состав и количество участников.
По форме: игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-ритуалы, игры-хороводы и др.
По содержанию вольные игры бывают: свадебные, художественные, этнографические, военные, театральные, бытовые игры в профессию и т. д.
По времени проведения: летние, осенние, зимние, весенние.
По месту проведения: комнатные, настольные, дворовые, уличные и т. д.
По степени регулирования управления: игры стихийные, возникшие спонтанно по прихоти детей (свободные, самодеятельные, вольные, естественные, самостоятельные) игры, организованные взрослыми или инструктором, импровизированные.
По наличия или отсутствию необходимых для игры аксессуаров: компьютерные, игры аттракционы, игры без предметов и с предметами (с веревкой, мячом и т. д)
По составу и количеству участников игры делятся по возрасту (игры для младенцев, дошкольников, школьников и др., по полу (для девочек и для мальчиков, по количеству участников (парные, командные, индивидуальные, групповые, массовые).
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
3) соперничество, эмоциональная приподнятость деятельности, конкуренция, состязательность, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");
4) наличие косвенных или прямых правил, отражающих содержание игры, временную и логическую последовательность ее развития.
С детских игр начинается формирование культуры поведения, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазия, миропонимания и способность к творчеству. Немаловажным организационным моментом для проведения игры является обеспечение удобной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует формированию положительного отношения к освоению культуры в целом.
Игровая деятельность включает практические и теоретические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяет специфику востребованности кадров в области социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение игр с позиций досуговых, развлекательных, психологических и педагогических и многих других подтверждает мысль практиков и теоретиков и об ее вездесущности.
Значимость игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, отдыха и развлечения, физического и духовного совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.
Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
Заключение
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте способствует:
-Вниманию, развитию воображения, памяти, интеллекта, расширению кругозора коммуникативных способностей;
-Понятия времени, формированию мировоззрения;
- Осознание своего я в качестве субъекта отношений, усвоению нравственных норм;
- развитию физических возможностей детей.
А также:
позволяет социальному окружению адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка;
позволяет ребёнку перестраивать окружающую действительность по своему желанию;
служит средством ранней диагностики, позволяющей вовремя корректировать процессы адаптации.
Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Это позволяет сделать вывод – игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в психическом развитии дошкольника.