юлия сельницына
Оздоровительная работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Оздоровительная работа
в детском саду»
Подготовила :
воспитатель
МДОУДС № 44
Сельницына Ю. А.
Содержание
1. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
1.1. Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период
1.2. Задачи физического развития ребенка раннего возраста
2. Совместная работа педагогических и медицинских работников по укреплению здоровья детей
3. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка
Публикация «Оздоровительная работа в детском саду» размещена в разделах
4. Практический материал для работы с детьми раннего возраста (подвижные игры, физкультурные занятия, физминутки)
1. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
В семье растет ребенок. Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. "В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой". [К. Д. Губерт, М. Л. Рысс, 1981 г. ] Поэтому большое внимание развитию силы, ловкости, выносливости детей уделяется в детском саду. "Не случайно в программе воспитания и обучения детей в нем вопрос здоровья стоит на первом месте". [Программа воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2006 г. ] Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас мало подвижных детей. Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета, создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и, прежде всего для движений ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. Физическое воспитание детей для меня наиболее актуально.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.
1.1. Физкультурно-оздоровительная работа
в адаптационный период
Организация периода адаптации – серьезная забота всех педагогов детского сада. Очень важно постараться сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которые испытывает в этот период малыш, не отразился на его здоровье.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогают снять напряжение и скованность у детей и способствуют более легкому привыканию к новым условиям.
В связи с этим, целесообразно выполнение следующих моментов в работе педагогов :
1. ознакомление с медицинскими картами детей;
2. оформление листов здоровья по мере поступления детей;
3. создание в группе психологически комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла;
4. осуществление постепенного приема детей по щадящему режиму (не более 2-3 детей в неделю, индивидуальному для каждого ребенка;
5. первые посещения детского сада ребенком проводить на свежем воздухе (во время утреннем прогулки);
6. ежедневные наблюдения за психологическом состоянием детей на протяжении всего периода адаптации, с отметками в индивидуальных листах адаптации;
7. создание специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные двигатели, каталки, детали мягкого модуля);
8. проведение утреннего приема детей на свежем воздухе;
9. начинать индивидуальные занятия по физической культуре в групповом помещении и на улице, на специальной физкультурной площадке;
10. организация физкультурных упражнений на улице: прокатывание мяча в прямом направлении, скатывание мяча с горки, ходьба по бревну приставным шагом боком, перешагивание через бревнышки, ходьба по кругу (по шинам, ходьба в ограниченном пространстве на высоте (вертикальные бревнышки);
11. организация игр-забав для поддержания эмоционального настроения детей (фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки, игры с водой и песком);
12. организация совместного чаепития с детьми (фиточай).
1.2. Задачи физического развития ребенка раннего возраста
Физическое воспитание детей раннего возраста способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.
Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения. Л. Г. Голубева выделяют 5 задач по развитию движений ребенка с 1 года 2 месяцев до 3–х лет, которые решаются с помощью специальных упражнений:
1. Обучение правильной ходьбе.
Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см, по которой ходит ребенок.
2. Развитие чувства равновесия.
Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту.
3. Профилактика плоскостопия.
Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения.
4. Формирование правильной осанки (укрепление мышц спины и живота).
Выполняются упражнения: ползание на четвереньках, подлезание под различные поверхности и перелезание через них.
5. Развитие координации движений.
Выполняются специальные упражнения: перешагивание, перепрыгивание.
Помимо задач развития движений детей раннего возраста на занятиях решаются другие задачи:
1. Учить ориентироваться в пространстве;
2. Расширять двигательный опыт;
3. Активизировать познавательную деятельность детей;
4. Приобщать к совместной деятельности;
5. Воспитывать самостоятельность;
6. Учить преодолевать трудности;
7. Развивать творчество в движении;
8. Развивать сенсорные способности;
9. Обучать работе на несложных спортивных снарядах.
На всех физкультурных занятиях следует обеспечить оптимальную физическую нагрузку и двигательную активность каждого ребенка, создать благоприятные условия для общения детей между собой и с воспитателями. Также необходимо создать эмоционально благоприятную обстановку, в которой малыши часто проговаривают свои действия, слышать похвалу, чувствуют совместную радость, получают удовлетворение от выполнения упражнений.
2. Совместная работа педагогических и медицинских работников по укреплению здоровья детей
Состояние здоровья детей является одним из основных показателей работы детского учреждения, всего педагогического персонала и его руководителя. Глубоко понимая важность этой проблемы, большое внимание физическому воспитанию детей в раннем возрасте. Важным и ответственным моментом в работе педагогического коллектива это прием малышей, создание условий для их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Не все дети спокойно реагируют на изменение условий, поэтому стараемся помочь родителям приблизить организацию жизни детей в семье (питание, проведение сна и бодрствования и др.) к режиму дошкольного учреждения.
Подготовку детей к поступлению в детский сад и первые консультации с родителями о режиме дня, профилактике инфекционных заболеваний, об одежде детей и закаливании в повседневной жизни проводит детская городская поликлиника № 6. Эту работу затем продолжаем в детском саду.
Очень важной является первая встреча с родителями будущих воспитанников, когда они приносят путевку. От того, как мы примем отца или мать ребенка в детском саду, зависит первое впечатление о нашем учреждении. При первой встрече стараемся узнать как можно больше о ребенке, его привычках, домашнем режиме и воспитании, особенностях поведения, о любимых игрушках. В это же время рассказываем родителям, как лучше подготовить малыша к посещению детского учреждения.
Доброжелательный тон первой встречи — залог доверительного отношения родителей к детскому саду, к педагогам в дальнейшем. Знакомим родителей с воспитателем и няней, условиями в группе, рассказываем о режиме детского сада, о задачах и содержании воспитания. Врач рассказывает о трудностях периода адаптации, о том, что сроки привыкания детей к новым условиям зависят от индивидуальных и типологических особенностей их нервной системы, состояния здоровья, от того, как родители подготовят ребенка к новым условиям. Такая беседа, на наш взгляд, необходима. Она помогает родителям представить, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, чем заняты они в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению, увидеть то окружение, в котором будет жить их ребенок, что надо сделать, чтобы подготовить его к этой жизни. Одновременно врач и медицинская сестра внимательно изучают и анализируют рекомендации участкового врача, которые дают возможность продумать, как организовать работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье. Результаты медицинского осмотра и углубленного обследования вновь поступившего ребенка обязательно доводятся до сведения воспитателя.
Это помогает воспитателю замечать у детей то, что могло и ускользнуть от его взгляда: сутуловатость, опущение плеч, у некоторых чрезмерную упитанность, недостаточный уровень динамики движений и др.
В свою очередь воспитатель сообщает врачу свои наблюдения за ребенком: как он спит, ест, о его взаимоотношениях со сверстниками. Совместное наблюдение за ребенком помогает установить причины имеющихся отклонений в его здоровье, в его поведении, определить методы оздоровления и воспитательного воздействия. Большое внимание мы уделяем наиболее простой и доступной форме закаливания в повседневной жизни — воздушному режиму, постоянному проветриванию помещения. В каждой возрастной группе у нас есть графики проветривания, составленные врачом с учетом возраста детей и сезона. Это позволяет поддерживать в групповых комнатах постоянный температурный режим + 22° и регулировать поступление свежего воздуха. В холодное время года воспитатели следят за соответствием одежды детей температурному режиму и их деятельности. На физкультурном занятии все занимаются в спортивной форме. Воспитатели, зная индивидуальные особенности детей, регулируют их двигательную активность. Помогает в этом тщательно продуманный план прогулки. Дети всегда во время прогулки заняты, активны, деятельны. Большое место на прогулке занимают подвижные игры. Весь перечень мероприятий по закаливанию разработан врачом детского сада на основе данных обследования каждого ребенка. Медицинская сестра обучала воспитателей и нянь каждой возрастной группы методике выполнения закаливающих процедур. Она же осуществляет контроль за проведением закаливания, обеспечивает наблюдение за реакцией каждого ребенка на процедуру, особенно тех, которые только что вернулись после болезни, ослабленных и часто болеющих. Значительно увеличился процент посещаемости детей, сократилось число часто болеющих, а также длительность заболеваний.
Улучшилась двигательная активность детей на прогулке. Много внимания мы уделяем своевременной информации наших сотрудников о положении дел в детском саду. На производственных собраниях постоянно анализируем причины каждого случая заболеваемости детей, обсуждаем и внедряем в практику лучший опыт по укреплению их здоровья.
3. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско–взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Более того, вопросы создания детско–взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогами и их требованиям. Причем, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
Таким образом, совместная работа с семьей должна строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает :
• ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
• участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
• целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
• ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
• ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии).
В этих целях должно широко использоваться: информация в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур и т. д., совместные физкультурные досуги, праздники и др.
Стержнем всей оздоровительной работы является индивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатываемая для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, с этой целью проводится анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий режим» дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно–оздоровительной и лечебно – профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, например, организуются семейные клубы: «Здоровье», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Социально – эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка» и др. Темы занятий в клубах и формы из проведения выбирают сами родители через анкетирование.
В процессе работы по индивидуальным программам здоровья в ДОУ и дома предусматривается систематический медико–педагогический контроль, включающий разные формы наблюдений за ребенком со стороны работников детского сада и родителей.
На основе анализа комплексных результатов наблюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные программы должны корректироваться, и в соответствии с этим делаются дополнительные рекомендации, как педагогам, так и родителям.
Таким образом, данный алгоритм оздоровительной работы позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным системным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
4. Практический материал для работы с детьми раннего возраста (подвижные игры, физкультурные занятия, физминутки)
Двигательное упражнение «Солнечные зайчики»
Перед этой игрой можно нарисовать капельки и рассказать, что, когда пригревает солнышко с сосулек начинают капать капельки. Солнышку весной весело и оно пускает на сосульки солнечных зайчиков. Если позволяет погода, то возьмите зеркальце и попускайте солнечных зайчиков по комнате. А затем поиграйте в эту игру.
Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок.
) На громкую музыку дети прыгают на обеих ногах высоко, на тихую — легко, невысокими прыжками.
Поглядело солнышко, где же живет песик (можно взять игрушку собачку и подыграть малышу)
А пес и в холод, и в жару
К себе ложится в конуру.
Выглянул песик из конуры, стал сосульки считать.
Весна наступила, ручьи побежали,
И тают сосульки, капелью звеня.
С утра восемь штук над крылечком свисали,
К обеду лишь две насчитал я, друзья!
Игра «Солнышко»
Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?