КамиЛя
Методическая работа в ДОУ «Татарская народная музыкально-хороводная игра «Тимербай»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Особое место в ознакомлении с национальными культурными традициями принадлежит хороводной игре. Она является одним из средств в социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности.
В хороводных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления об особенностях быта, труда, искусстве народов не только закрепляются в игре, но и становится основой поведения детей, их убеждений.
Публикация «Методическая работа в ДОУ „Татарская народная музыкально-хороводная игра „Тимербай“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Республика Татарстан
- Русские народные игры
- Татарские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
В хороводах передается веселье, душа предков и они имеют задорный, веселый характер. Такие игры стимулируют развитие интеллектуальных способностей детей, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширяет кругозор.
В хороводных песнях заложен колоссальный потенциал для оздоровления, становления личности ребенка, так как музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности: физиологические, психические, эмоциональные.
Хороводные игры, связанные частными изменениями направления движений, способствуют воспитанию физических качеств, гибкости тела. В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре татарского народа. При знакомстве детей с хороводными играми в детском саду реализуются следующие воспитательно-образовательные задачи:
- знакомство детей с хороводными играми на доступном фольклорно- этнографическом материале;
- развитие художественно- творческой активности;
- поддержание жизни своих предков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту хороводных игр.
Основным условием успешного внедрения хороводных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Для лучшего восприятия игры в младших группах используется внесение игрушки, показ, образное объяснение. Образная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. В младших группах хороводные игры должны быть спокойными, плавными. Главную роль воспитатель берет на себя. После внесения игрушки, показа, объяснения дети двигаются под пение воспитателя. В старших группах объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.
В хороводных играх много веселья, шуток, задора, ритмические движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Ритмичность, напевность татарских считалок способствует быстрой организации игроков. Хороводные игры на занятиях играются с определенной целью. Рекомендуется использовать на итоговых, интегрированных, комплексных занятиях. Хороводные игры уместно играть вне занятий, на прогулке, на праздниках.
ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ТИМЕРБАЙ»
(Татарская народная игра «Тимербай» выполняется под татарскую музыку «Шома Бас»).
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего. Он встает в центре круга и выполняет движения, характерные для татарских танцев (см. ниже).
Дети идут по кругу под слова песни:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
Водящий в центре выполняет татарские движения :
1) ноги вместе, руки согнуты в локтях, кисти чуть ниже плеч, смотрят в стороны от ребенка, носки ног двигаются вправо и влево, не отрывая пяток;
2) приседает, руки за спиной и вприсядку вокруг себя прыгает (если мальчик); кружится вокруг себя, согнув руки в локтях, как в движении 1 (если девочка).
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение, например приседание с подскоком вверх или что-либо другое. Все ребята в круге должны повторить его. Затем водящий выбирает одного из детей в круге (можно того, кто, по его мнению, лучше всех повторил движение). Выбранный ребенок и занимает место водящего в центре.
Игра повторяется.
Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).