Гульназ Аминева
Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народов, проживающих вместе веками. Народное искусство демонстрирует их моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью их истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должны найти достойное отражение в содержании образования и воспитании детей, начиная с дошкольного возраста. Язык народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой, оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».
Публикация «Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ» размещена в разделах
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, они получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Среди произведений народного устного поэтического творчества особое место занимают сказки, которые являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга.
Материалом для народных сказок служила жизнь народа : его борьба за счастье, верования, обычаи; окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие качества народа : трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных качеств народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение сказок.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок.
В процессе приобщения к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органические единство всех этих проявлений творчества.
В народной педагогике огромное внимание уделяется сказкам не только как воспитательному и образовательному материалу, но и как педагогическому средству, методу. В сказках заключен богатейший материал для нравственного воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систем, считая, что «простата и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии». Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и потвердел практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, и их пересказ, обсуждения поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Башкирская народная сказка, как и сказки народов мира, обладает большим потенциалом воздействия на ребенка: она обогащает внутренний мир ребенка, приобщает культуре, истории, обычаям и традициям башкирского народа, воспитывает силу воли, формирует свое отношение к понятиям добра и зла.
Правило морали, заключенное в сказке, способствует более эффективному усвоению нравственных правил, помогает формированию этических представлений дошкольников.
В творчестве ребенок может, выразит то, что эмоционально переживает во время знакомства со сказкой, связывая эти чувства переживаниями событий реальной жизни в процессе усвоения социального опыта. Это выражение ярко проявляется именно в игровой, театральной, изобразительной и музыкальной творческой деятельности ребенка, т. е. там, где он может действовать, закрепляя свой этический опыт.
Богатые возможности в этом отношении предоставляет изобразительная деятельность, т. к. по существу своему она имеет преобразующий и созидательный характер. Именно эмоции, которые пережиты ребенком при ознакомлении с народной сказкой, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности. Они имеют большое значение для концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Итак, использование разнообразной творческой деятельности в работе над народной сказкой помогает воспитателю усилить воздействие на чувства детей, что, в свою очередь, помогает ребенку глубже понять мораль народной сказки.
После прочтения разбора народных сказок дети рисуют сюжеты и полюбившихся героев, лепят, и вместе с родителями изготавливают атрибуты к сказкам. С детьми организуем игры -драматизации, итогам нашей работы является участие в ежегодном конкурсе «Здравствуй, здравствуй, сказка» (“аумы,аумы, кит!”). 2010 г. – 2 место, 2013 год -1 место (район, участие в отборочном городском туре.