Пашнина Ольга
Исследовательская работа по музыке в 6 классе «Шуберт — вечный странник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вечный странник».
Исследование мотива странствия в творчестве Франца Шуберта
Методическая работа (дополнительный материал для урока музыки в 6 классе)
1. Введение
Шуберт - вечный странник
На земле Моей,
Ангел, друг, избранник.
Милые, скорей
Окунитесь в море
Звуков, что даёт Господь!
Просветлеет горе,
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Бытие, людская плоть.
Игорь Качалов
1.1. Актуальность темы исследования
Настоящая работа посвящена творчеству австрийского композитора 19 века Франца Шуберта, актуальность которой определяется ролью романтической музыки в музыкальном искусстве в целом, а также в повышении культурного уровня человека, его образования. Велико значение изучения творчества Шуберта, как одного из первых композиторов романтиков, для личного нравственного и духовного развития.
Актуальность темы заключается в стремлении к личному нравственному и духовному развитию. Духовное развитие позволяет нам научиться глубоко оценивать уникальность каждого человека. И, чем больше мы погружаемся в наших исследованиях в ту или иную тему, тем больше мы познаем мир, людей гениальных и уникальных по своей природе. Исследуя традицию странствия в странах Европы, мы познаем мир, образ жизни людей, их творческие стремления.
В первой половине XIX века бурно развивается австрийский и немецкий романтизм. Во главе стояли личности не только гениально одаренные, но и передовые по своим взглядам и устремлениям. Это определило огромное значение их музыкального творчества, значение его как «новой классики», что стало ясным уже к концу века, когда музыкальную классику представляли, по существу, не только великие композиторы XVIII века Моцарт, Бетховен, но также великие романтики — Шуберт, Шуман, Вебер, Мендельсон. Эти представители музыкального романтизма, глубоко почитая своих предшественников и развивая многие их достижения, сумели в то же время открыть совершенно новый мир музыкальных образов. Они утвердили в музыке тот характер выразительности, который метко охарактеризован искусствовед Б. В. Асафьевым как «живая общительная речь, от сердца к сердцу» и который роднит Шуберта и Шумана с Шопеном, Григом, Чайковским. О гуманистической ценности романтического музыкального направления Асафьев писал: «Личное сознание проявляется не в его обособленной горделивой замкнутости, а в своеобразном художественном отражении всего, чем люди живы и что их волнует всегда и неизбежно. В такой простоте звучат неизменно прекрасные мысли и думы о жизни — сосредоточение лучшего, что есть в человеке».
1.2. Объект и предмет исследования.
Объект исследования – творчество Франца Шуберта.
Предмет исследования – тема странствия, как ведущая тема музыкального творчества Шуберта-романтика.
Гипотеза - действительно ли герой Шуберта является «Вечным странником».
1.3. Цель исследования.
Цель исследования – сформировать представление о теме странствия в романтизме через песенное творчество Шуберта.
1.4. Задачи исследования
Задачи:
1. Исследовать понятие «странствующий подмастерье»
2. Определить - как отразилась тема странствия в народном фольклоре и поэзии.
3. Изучить - в каких произведениях Ф. Шуберта ярко отражается тема странствия.
4. Доказать, что странствующий герой Шуберта не просто путешественник и подмастерье, а человек, который ищет счастье в жизни.
1.5. Методы исследования :
1. Теоретические методы исследования : изучение литературных источников, интернет-ресурсов. Анализ и обобщение.
2. Эмпирические: сравнение источников исследования.
2. Исследование мотива странствия
2.1. Романтизм в искусстве
Романтизм в переводе с французского – «воображаемый», «фантастический». Дивные образы мира грёз, сильные, яркие чувства и стремление к возвышенной духовности – такова музыкальная культура романтизма. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут и на пьедестал взошёл мир чувств человека. В музыкальной культуре эпоха романтизма просуществовала чуть больше века (примерно 1800 – 1910 годы). Музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Основное направление романтизма - внимание к внутреннему духовному миру человека. Синтез искусств – ключевая идея в музыкальной культуре романтизма. Отражение универсальной картины мира: соединение прекрасного с безобразным, высокого – с низменным, трагического – с комическим. Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой. Боготворение Художника – как высшего из смертных.
Картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» является одной из знаковых картин романтической направленности в живописи. (см. Приложение 1)
2.2. Содержание творчества Шуберта
Франц Шуберт был первым венским композитором – романтиком.
Наиболее характерные черты шубертовского искусства заключается в его лирико-психологическом содержании, в подчеркнуто национальном характере, в непосредственной близости венскому музыкальному быту того времени.
Искусство Шуберта не только воспевало поэзию народного быта, оно часто там зарождалось. И именно в народно-бытовых жанрах – в песне, танцах, связанных с традициями домашнего музицирования и танца появился гений венского романтизма.
Важнейшей и любимой областью была песня. Композитор обратился к жанру, который теснее всего был связан с жизнью, бытом, внутренним миром «маленького человека». В своих 600 вокальных миниатюрах Шуберт нашел новый лирический романтический мир. «То, что совершил Бетховен в области симфонии, обогатив в своей «девятке» идеи, чувствования людских вершин, героические стремления, то Шуберт совершил в области песни-романса как певец простых естественных помыслов и глубокой человечности» (Асафьев Б.). Именно Шуберт сделал песню равноправной в ряду других важных жанров музыкального искусства.
Вокальное творчество Шуберта связано с австрийской и немецкой песней, получившей широкое распространение в демократической среде.
Шуберт внес новые черты, возвысил ее над песенной культурой прошлого. Его песни были написаны на стихи поэтов Шиллера, Гёте, Мюллера, Гейне, Шлегеля.
Содержание творчества Шуберта – образы природы и быта, народные сказания и лирический мир. Излюбленная тема песен – это типичная для романтиков «лирическая исповедь» со всем ее многообразием эмоциональных оттенков, духовный мир героя, его мысли и чувства. Тут и простота в песне «Маргарита за прялкой», и грезы счастливого возлюбленного в песне «Серенада», и легкий юмор в «Швейцарской песенке», и драматизм в вокальном цикле «Зимний путь» с характерным для поэтов романтиков мотивом трагического одиночества. Народно-жанровые сцены, картины в песне «Полевая розочка», воспевание искусства – песня «К музыке».
Природа неотделима от настроения поэтов – романтиков. Ручеек становится послом любви, роса на цветках сравнивается со слезами, тишина ночной природы с мечтой об отдыхе, сверкающая на солнце форель, попавшая на удочку, становится символом непрочности счастья.
2.3. «Странствующий подмастерье»
Одна из тем творчества романтиков Тема странствий : душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь.
Но тема странствий берет свое начало в давних народных традициях.
Исследуя народные традиции можно найти такой термин как «странствующий подмастерье».
Странствующий подмастерье – использующий традиционный способ накопления мастерства ремесленниками разных профессий, которое помогает осваивать живой опыт мастеров своего дела и приобретать в процессе работы с ними квалификацию плотников, каменщиков, кровельщиков, печников, ювелиров, портных и так далее. После завершения такого способа обучения подмастерья становятся мастерами своего дела. Традиция возникла еще в средневековье и была обязательным условием дальнейшего профессионального образования учеников. Возраст подмастерья должен быть не старше 30 лет. Странствующий подмастерье не должен приближаться к месту своего дома ближе, чем на 50 километров. В одном ухе скиталец по традиции носил золотую серьгу. Деревянный посох странника – очень важный атрибут скитальца.
Известные личности, бывшие подмастерьями были Альбрехт Дюрер, живописец, Ганс Сакс, сапожник и поэт.
2.4. Тема странствий в сказках и поэзии
В народных сказках, собранных и обработанных братьями Гримм, мы нередко встречаем странствующие подмастерья. Например, В народных сказках, собранных и обработанных братьями Гримм, мы нередко встречаем странствующие подмастерья. Например, «Храбрый портняжка» :
- И подпоясался портной поясом и собрался пуститься по белу свету, считая, что портняжная мастерская слишком тесна для его храбрости. ,.
Сказка «Столик накройся, золотой осел и дубинка из мешка» :
- Старший из них поступил в обученье к одному столяру и учился у него прилежно и старательно…
В Германии тема странствий была очень популярной. Там издавна существовал обычай, согласно которому молодой подмастерье, пройдя курс обучения на своей родине, и прежде чем претендовать на звание мастера, должен посетить другие города и страны, чтобы обогатить свое мастерство достижениями иноземных мастеров. Именно с распространенностью этого обычая связано внимание к теме странствий в немецкой народной поэзии. В период развития романтизма тема странствий приобретает особую популярность, так как связанная со странствием постоянная смена впечатлений более всего соответствовала характерному для романтиков представлению о жизни.
Для поэта Вильгельма Мюллера тема странствий имела особое значение. Он любил путешествовать. Подражая средневековым подмастерьям, поэт весьма охотно совершал пешеходные экскурсии. Поэтому тема странствия представлена у Мюллера значительным количеством стихотворений. Одна из важнейших особенностей стихотворений Мюллера - тесная – связь с народной немецкой поэзией, песенностью. Стихи Мюллера отличаются художественными чертами, родственными лирическому дару Шуберта.
2.5. Отражение темы странствия в вокальных циклах Ф. Шуберта
Но только Шуберт дал такие музыкальные воплощения стихотворений Мюллера, которые действительно увековечили их. Однако песни Шуберта остались неизвестными Мюллеру. Ничего не зная о Шуберте, не догадываясь о том, какую родственную душу он мог бы найти в нём.
«Прекрасная мельничиха»
Свой первый цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г., состоящий из 20 песен, называют музыкальным романом в письмах. Каждая песня выражает отдельный лирический момент, а вместе образуют единое повествование. Образы природы и тема любви переплетается с романтикой странствования. Природа вообще занимает очень большое место в цикле. Картины природы окрашены душевными переживаниями рассказчика. Главный герой – подмастерье мельника. Следуя старому обычаю, мельничий подмастерье собирается странствовать. Красота природы и жизни безудержно манят его. Все что его окружает: люди, природа - находятся в постоянном движении. Ручей – верный спутник и друг молодого странника. Его звонкое журчание слышится в музыке большинства песен. Образ бурлящей воды, зовущей к движению и странствию, открывает собой цикл в песне «В путь».
Песня «В путь», открывает цикл «Прекрасная мельничиха». Мы ярко ощущаем и приподнятое настроение героя, который, отправляясь в странствие, поёт свою жизнерадостную песню, и вращение мельничного жернова, подчинено непрерывному движению стремительной воды.
Герой отправляется в путь, и большинство своих песен он будет петь «на ходу». И всё, что встретит он в своём нелёгком путешествии - любовь, надежду, восторг, разочарование, - он будет переживать как бы в ритме своего собственного шага - то упруго-стремительного, то горестно-тяжёлого.
Юноша следует течению ручья, бредя неизвестно куда (песня «Куда»). Ровному журчанию ручейка сопутствует радостное весеннее настроение. Вид мельницы привлекает внимание (песня «Стой»). Наш герой благодарит ручей за то, что он привел его к прекрасной мельничихе – дочери мельника. В песнях выражаются разные оттенки жизнерадостности, любви. Все они отличаются большой простотой. При появлении соперника – охотника, усиливаются душевные терзания героя. Отвергнутый возлюбленный ищет утешение у ручья и доверяет ему свою печаль. Он разговаривает с ручейком как со своим другом.
«Зимний путь»
Второй цикл на стихи В. Мюллера (1827г) По своему сюжету на первый взгляд близок к первому циклу. Как и там в основе любовная драма странствующего героя. Но в цикле «Зимний путь» поэта и композитора волнуют гораздо более значительные мотивы, чем несчастная любовь. Начало 19 века – период жесточайшей борьбы против захватнических войск Наполеона в Европе. Это произведение отражает общественный конфликт. Герой цикла глубоко одинок. Юноша, отвергнутый богатой невестой, покидает город. Он начинает свой одинокий бесцельный путь. Карины мертвой зимней природы сливаются с тяжелым душевным состоянием. Заканчивается цикл песней «Шаманщик». Введение в вокальный цикл шарманщика, показывает облик нищего старика, безнадежно вертящего ручку шарманки олицетворял для Шуберта его собственную судьбу. Внутренний смысл введения образа шарманщика заключается в том, что с его помощью мы видим широту конфликта, охватившего общество. Он показывает, что главный герой – отнюдь не единственный отверженный обществом.
- Хочешь будем горе вместе мы терпеть,
- Хочешь будем песни под шарманку петь.
Связующим звеном между «Прекрасной мельничихой» и циклом «Зимний путь» является использование мотива странствий.
Шубертовские песенные циклы оказали значительное воздействие на формирование музыки Шумана, Брамса, Листа, Чайковского.
В «Прекрасной мельничихе» герой отправляется в путь с надеждой на счастье. Странствия героя в цикле «Зимний путь» безрадостно. Это бегство, желание поскорее покинуть места, где герой испытал так много страданий.
3. Заключение
Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большое значение имеет изобразительные характеристики явлений природы, высокий художественный смысл.
Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
Для себя лично я открыла новую страницу истории музыки и культуры в целом.