Рязанцева Любовь Владимировна
Метод «сторителлинг» в работе учителя-логопеда
Технология «Сторителлинг» в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста, а особенно детей с ОВЗ остается острой по сей день. Работая с детьми с ОВЗ, снеобходимо находить новые интересные методы, приемы для развития:
• связной речи,
• формирования правильных грамматических форм,
• развитие артикуляционного аппарата,
• автоматизация поставленных звуков,
Публикация «Метод „сторителлинг“ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
• обучение структуре рассказывания (вступление, развитие событий, кульминация, заключение,
• пополнения словарного запаса и развития воображения у детей данной категории.
Когда я узнала о технологии «Сторителлинг», меня она сразу заинтересовала. В переводе с английского звучит как «рассказывание историй». «Сторителлинг» был изобретен и апробирован Дэвидом Армстронгом и использовался для сближения сотрудников и дружеской атмосферы на рабочем месте. Несколько лет назад в Европе по тому же принципу придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй») она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для детей нужны яркие, понятные картинки.
На кубики из картона и пластика я приклеивала картинки, которые решали определенные задачи, но их оказалось очень много. Тогда я сделала один кубик с прозрачными кармашками для смены нужных картинок и кубик для артикуляционной гимнастики. (4)Детей увлекает сочинение историй о веселом язычке. (5) Я использую кубики как на индивидуальных занятиях для развития артикуляционного аппарата и автоматизации звуков(6) так и на подгрупповых занятиях для развития сторон речи детей с ОВЗ.
В чем же заключается техника рассказа историй и что необходимо учесть при их сочинении?
Первый ребёнок берет кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок берет и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Но на начальном этапе обучению рассказывания лучше всего работать индивидуально с одним ребенком или придумывать простые предложения, так как детям сразу сложно придумывать истории, связывая с предыдущим предложением.
При работе с кубикам необходимо:
• Учитывать возраст и уровень развития речи детей.
• Соблюдать очередность действий рассказчика (структура рассказа).
• Выбирать жанр рассказа: сказка, смешная история и тд.
Для того чтобы детям легче было придерживаться структуре рассказа, можно использовать некоторые фразы:
Начало рассказа:
Однажды…; как-то раз…; давным-давно…
Середина рассказа:
Вдруг…; один раз…; а навстречу…;
Конец рассказа:
Стали они жить поживать и добра наживать…; так они жили и не тужили…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
При длительном использования технологии «Сторителлинг» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, я сделала следующие выводы:
• Детям стало легче придумывать предложения и сочинять короткие рассказы.
• Словарь стал пополняться более активно глаголами, антонимами, обобщенными понятиями и тд.
• В речь быстрее вводятся поставленные звуки.
• Деятельность детей стала более разнообразной;
• Повысился интерес ребят к деятельности;
• У детей отмечается положительная динамика развития психических процессов (внимания, памяти, воображения, логического мышления).