Санарова Юлия Владимировна
Метод по развитию речи «Мозговой штурм» (педагогический секрет)
▼ Скачать +Заказ
Педагогический секрет : социо-игровая технология «Мозговой штурм».
Время не стоит на месте, меняется мир, меняется поколение. Создаются новые технологии, вводятся инновационные программы. Дошкольное образование развивается в ногу со временем, поэтому педагоги понимают, что использовать только традиционные методы и приемы это не актуально. Изучив инновационную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой было понятно, что нужно перестроиться на новый лад работы с детьми и родителями.
Публикация «Метод по развитию речи „Мозговой штурм“ (педагогический секрет)» размещена в разделах
Одной из основных задач инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» является:
- осуществление нового формата детского взрослого взаимодействия, основного на умение «Слышать голос ребенка» направленного на развитие детской инициативы.
Голос ребенка действует разнонаправленно процессам организуемым взрослым. Однако многие видят свою задачу в том, чтобы комфортно для ребенка вписать его голос в схемы, предлагаемые взрослым, соответствующие культурным нормам и правилам.
Современный компетентный ребенок понимается как имеющий право на выражение своих взглядов и вовлечение в обсуждение касающихся его вопросов. Педагогу нужно подбирать подходы, предполагающие детскую инициативу.
Для реализации инновационной программы педагог должен искать новые методы и приемы для поддержки инициативы детей.
Изучая многие методы и приемы, я остановилась на социо-игровой технологии «Мозговой штурм», который позволяет дать свободный выход мыслям из подсознания, и создает условия расковывающие ребенка.
Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правила мозгового штурма :
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать
Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития воображения и фантазии для раскрепощения сознания детей, снимает у детей страх перед критикой и ошибки. Поднимает статус ребенка, делает его более смелым и раскованным. Если ответы детей общие, то задаются дополнительные вопросы. Перед проведением занятий на основе Мозгового штурма необходимо собрать информацию по теме обсуждения, разработать цепочку вопросов, продумать варианты организации продуктивной деятельности.
Этот метод развивает у ребенка способность анализировать и оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность.
В преддверии новогодних праздников была проведена НОД «Письмо Деду Морозу».
На организационном моменте был применен метод «Мозговой штурм»,дети находились в свободной деятельности. С помощью вопросов, которые были приготовлены предварительно, воспитанники проявили внимание и интерес. Отвечали с удовольствием, фантазировали, иногда преподносили неожиданные ответы. Тем самым ребята не заметили, как полноценно начали работать на занятие. Самостоятельно подвели к продуктивной деятельности, пригласив педагога принять участие в работе. Продуктом НОД стал конверт для письма Деду Морозу, который дети оформили сами, во время оформления обстановка была дружелюбной. Дети высказывали предположения: почему конверт со снежинками, когда бывает Новый год, какой по характеру Дед Мороз.
Занятие прошло успешно, тема была подобрана актуально, дети с удовольствием справились с заданиями.
И в заключение хотелось бы отметить: для меня метод «Мозгового штурма» является приемлемым, так как я работаю в направление развития речи, при разработке программы по дополнительному образованию «Речетворчество» было проработано много методов и приемов, но моей педагогической находкой является «Мозговой штурм» для меня оказался самым полезным. Так как его можно использовать не только в начале занятия, но и на рефлексии. Любая новая форма работы является педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога.
.