Елена Неминущая
Программа развития как средство инновационного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных направлений модернизации системы образования в нашей стране является включение образовательных организаций в инновационную деятельность в целях повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям развития общества и каждого гражданина[1].
Публикация «Программа развития как средство инновационного моделирования» размещена в разделах
Инновационный процесс в образовании – это процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития [4].
В настоящее время инновационные преобразования приобретают системный характер, в инновационную деятельность разного уровня включены многие дошкольные образовательные организации.
МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский», являясь ресурсным центром по обмену педагогическим опытом, важной составной частью образовательной среды муниципального района, принимает активное участие в инновационной деятельности на региональном уровне:
- 2015- 2017 гг. - участник регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»);
- 2017 - 2019 гг. - участник региональной инновационной площадка «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно - игрового ЛЕГО – центра».
Участие МДОУ в инновационной деятельности поставило педагогический коллектив в условия поиска новых путей повышения качества дошкольного образования и конкурентоспособности дошкольной организации на рынке образовательных услуг, то есть в условия инновационного моделирования.
Инновационное моделирование в образовании – это определение системы мер (действий, позволяющих эффективно решить поставленные перед образовательной организацией задачи [3].
Средством инновационного моделирования образовательного процесса стала Программа развития дошкольной организации – стратегический документ, отражающий системные, целостные изменения, сопровождающиеся программно-целевым управлением. Это документ, обладающий ярко выраженной инновационной направленностью [2].
Важным направлением реализации Программы развития МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» на 2014 – 2017 гг. стало повышение профессионального мастерства педагогов в условиях введения и реализации ФГОС и активного включения педагогического коллектива в работу инновационных площадок и проекта.
В процессе инновационной деятельности руководителем дошкольной организации, членами рабочих групп учитывались, как профессиональный уровень участников инновационного процесса, так и их индивидуальные качества, организаторские навыки и умения, психологическая готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Проводилась большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов. Все педагоги МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» прошли курсы повышения квалификации по вопросам внедрения и реализации ФГОС ДО, приняли участие в методических мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровней. С 2015 по 2018 гг. 11 педагогов стали призерами конкурсов профессионального мастерства на муниципальном уровне, один педагог - призером регионального конкурса «Педагогическое призвание».
Программа развития МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский», разработанная на 2018 – 2022 гг. определила дальнейшие пути повышения качества дошкольного образования с учетом современных требований.
Основной целью Программы развития на 2018 – 2022 гг. стало построение инновационной модели образовательного пространства дошкольной образовательной организации, обеспечивающей его доступность и новое качество в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе проектной деятельности.
Проектная деятельность в образовании - это достаточно оптимальный, и перспективный метод, который занял достойное место в современной системе образования Российской Федерации. Это нашло свое отражение не только в нормативных актах РФ, но и непосредственно в востребованности данного метода в практике благодаря его образовательной эффективности.
Основные направления реализации Программы развития на 2018 – 2022 гг. :
- формирование профессиональной компетентности педагогического коллектива на основе использования механизмов инновационной деятельности;
- создание и внедрение модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации;
- построения образовательного пространства МДОУ на основе системно-деятельностного подхода в целях развития творческого потенциала воспитанников, поддержки одаренных детей;
- расширение возможности сотрудничества с родителями, социальными партнерами на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации Программы развития в детском саду планируется реализовать 4 долгосрочных проекта:
1)Внутренний проект «Проектное управление в МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский». Его стратегическая цель – это создание эффективно действующей системы управления кадровым потенциалом и образовательным процессом на основе реализации проектов.
2) «Дружно вместе мы живем, развиваемся, растем» - проект по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Стратегическая цель проекта: создание эффективной инклюзивной модели здоровьесберегающего пространства, направленной на:
- внедрение эффективных здорогвьесберегающих технологий;
- повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном пространстве дошкольной организации;
- поддержку и просвещение родителей и, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- активизацию взаимодействия со школой по вопросам здоровьесбережения.
3) «Творчество без границ» - проект по развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников МДОУ.
Его стратегическая цель заключается в создании образовательной системы по развитию творческих способностей воспитанников и работе с одаренными детьми и включает задачи:
- изучить состояние работы с одаренными детьми, социальный заказ родителей;
- обеспечить условия развития индивидуальных творческого потенциала детей по 5-ти образовательным областям;
- разработать и внедрить современную систему дополнительного образования с учетом образовательных запросов детей и родителей.
4) Проект «Факультет профессионального роста педагога».
Стратегическая цель проекта: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников в условиях инновационной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для профессионального и творческого и роста педагогов в условиях участия дошкольной организации в инновационной деятельности;
- Повысить эффективность методической работы в процессе овладения новыми технологиями в процессе реализации парциальных программ, разработанных в рамках регионального проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования («Дошкольник Белогорья»).
- Оказывать методическую, информационную, эмоционально-психологическую поддержку педагогам в целях сохранения профессионального здоровья и работоспособности.
- Способствовать диссеминации инновационного опыта педагогов на муниципальном и региональном уровнях, продвижению продуктов инновационной деятельности на рынке образовательных услуг.
В результате разработки и реализации внутренних проектов в МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» планируются следующие результаты:
- Создание обогащенного образовательного пространства, обеспечивающего развитие и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, а также условия для развития творческих способностей ребенка, его социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование личностно-ориентированной модели образования, характеризующаяся мобильностью, гибкостью, вариативностью, подходов, которая будет обеспечивать с одной стороны развитие творческих способностей воспитанников (работа с одаренными детьми, а с другой - коррекционную и психолого-педагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ) и их родителям.
- Построение системы преемственности дошкольного и начального уровней общего образования, отвечающая ФГОС нового поколения.
- Организацию информационно-образовательной среды как открытой педагогической системы, функционирующей на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий в целях повышения обеспечения информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Создание системы дополнительного образования на базе дошкольной организации, отвечающей образовательным запросам родителей и интересам и потребностям современных детей.
На сегодняшний момент можно сделать вывод, что участие в инновационной деятельности позволило дошкольной организации перейти на более качественную ступень развития. В детском саду успешно функционирует группа кратковременного пребывания: с 2010 по 2017 годы - для детей 5-7 лет для детей, ранее не посещавших детский сад; с 2017 года - для детей раннего возраста.
Педагоги активно используют деятельностный подход, включающий применение в работе таких современных технологий как проектная и исследовательская деятельность, технология квестов, лэпбуков, леготехнологии.
В работе с дошкольниками педагоги реализуют программы нового поколения.
Таким образом, Программа развития, являясь средством моделирования образовательного процесс в современных условиях, способствует обновлению и повышению качества дошкольного образования в соответствии с социальным заказом общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года: Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17.11.2008 [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009[Дата обращения: 29.09.2018]
2. Бережнова А. П. Методические рекомендации по написанию программы развития образовательного учреждения [Электрнный ресурс] / А. П. Бережнова. -Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/ 2014/01/31/ metodicheskie-rekomendatsii-po-napisaniyu-programmy [ дата обращения:29.09.2018]
3. Бережнова О. В. Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. – М: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 144 с.
4. Глухова С. Г. Инновационный процесс в образовательном учреждении: аспект управления [Электрнный ресурс] / С. Г. Глухова. - Режим доступа: https://wiki.iteach.ru/index.php/Инновационный_процесс_в_образовательном_учреждении [ Дата обращения: 29.09.2018]