Елена Мамкеева
Метафорические карты как инструмент профилактики эмоционального выгорания у педагогов детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях напряженного рабочего ритма, большого объема задач, а также отсутствия необходимых навыков профилактики выгорания, последнее становится проблемой во многих образовательных организациях.
Очень важно своевременно заметить симптомы начинающегося выгорания у сотрудников, чтобы успеть предпринять необходимые меры и не дать ситуации усугубиться.
Публикация «Метафорические карты как инструмент профилактики эмоционального выгорания у педагогов детского сада» размещена в разделах
- Метафорические карты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
И в этом также могут помочь метафорические карты. С их помощью можно найти символические обозначения для каждого проблемного момента и спорной ситуации, а затем, абстрагировавшись от личности самого респондента, обсудить выпавшие карты.
Например, такое упражнение:
У педагога диагностирован упадок сил и снижение концентрации внимания. Мы предлагаем ему выбрать из колоды несколько, но не более десяти, карт, которые символизировали бы это состояние. Выбор может осуществляться как в открытую (предпочтительно, так и в закрытую – на усмотрение клиента. Каждую выбранную карту необходимо «активировать», т. е. респондент рассказывает все, что ему приходит в голову при взгляде на эту карту.
Здесь мы в первую очередь отслеживаем то, какие это карты (какой «заряд» они несут, как взаимодействуют персонажи, что эти персонажи делают, каике у них эмоции и т. д.
Вопросы респонденту также могут быть соответствующие:
- как чувствует себя герой?
- что он делает/хочет сделать?
- комфортно ли ему в нынешнем состоянии?
- может, он чего-то опасается?
- если нет, то что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- когда ситуация изменится, что будет чувствовать герой?
- что будет с героем, если оставить все как есть?
Для профилактики или же устранения эмоционального выгорания можно проделать еще несколько несложных упражнений. Несмотря на то, что они создавались целенаправленно для колоды «Дай лапу, друг!», при их выполнении можно использовать любую универсальную колоду.
Упражнение «Поиск ресурса»
Педагог открытым способом выбирает карту, символизирующую то, что его беспокоит. Карта активизируется путем описания происходящего и соотнесения того, что на ней изображено со своим чувством или переживанием.
Далее, также в открытую, выбираются три карты-помощника, которые помогут справиться с проблемой. Карты также активизируются с помощью описания изображенных на них необходимых игроку качеств или эмоциональных состояний.
В процессе обсуждения клиент рефлексирует над тем, насколько эти ресурсные состояния для него свойственны, соотносит их со своей жизнью, анализирует, как и с помощью кого или чего он может их достичь.
Упражнение «Мое настроение»
Упражнение предназначено для проработки отрицательных эмоциональных состояний и трансформации их в положительные. Здесь клиент не просто с помощью карт описывает свое текущее настроение и состояние, но также моделирует желаемое. Например, он выбрал карты, отражающие его грусть или злость. После активации карты (или нескольких) и прояснения их внутреннего содержания, клиенту предлагается выбрать ту или те карты, которые отражали бы желаемое настроение – радость, спокойствие и т. д. А затем, самостоятельно или с помощью психолога, клиент должен придумать 5-7 несложных практических шагов, проделав которые, он может получить желаемое эмоциональное состояние. Предполагается, что после выполнения всех пунктов, его настроение сменится от негативного на положительное.