Вишневецкая Татьяна Васильевна
ТРИЗ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 Саратовская область г. Энгельс
«ТРИЗ в музыкальном воспитании
детей дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Составлен:
музыкальным руководителем
Высшей квалификационной категории
Вишневецкой Т. В.
Публикация «ТРИЗ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок мог активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной творческой активностью.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ и РТВ (Теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения). Она возникла в нашей стране в конце 40-х годов. В 1987 г. методика ТРИЗ пришла в детские сады. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизировалась творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов и находить свое решение. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном эстетическом направлении и др.
Программа –это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка- дошкольника.
Технология –это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются Программа отвечает на вопросы «что делать» и «зачем делать?»,а технология – на вопрос» как делать»?
Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. У меня появился интерес к этой теории. Я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии музыкально-творческих способностей. Полученные знания постепенно вели меня к интуитивному пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального воспитания ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.
Предлагаю использовать следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ :
1. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Восприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Этот метод служит решению сразу нескольких задач: Систематизация большого количества объектов, в данном случае - музыкальных произведений, композиторов, жанров, инструментов по нескольким параметрам. Прослушав с детьми каждую из частей «Времён года» П. И. Чайковского, предложил детям определить её темп, характер, изобразить с помощью движений эту музыку. Схематическое изображение карточек- моделей признаков музыкального содержания данного произведения (карточки из волшебного домика –это темп, ритм, части, движение мелодии и т. д.).
Так, любимая песенка «Во саду ли, в огороде» при исполнении её на аккордеоне, металлофоне, в аккомпанементе одних и тех же ударных и шумовых инструментов будет звучать совершенно по-разному, что позволяет детям научиться различать тембр, характерные особенности звучания каждого из основных инструментов. Изучая характер звучания различных инструментов, можно использовать.
2. Метод символической звуковой аналогии для поиска сходства со звучанием живых и неживых объектов. Например: звук валторны напоминает трубный рёв оленя или быка, а звучание флейты напоминает пения птиц и т. д. Такие упражнения расширяют круг ассоциативных связей, доступных ребёнку, развивают слуховую память, творческое воображение. Прослушав произведение во время музыкального занятия с дошкольниками, предложила игру «Внимательный слушатель», в ходе которой побеждает тот, кто сможет узнать звучание как можно большего количества инструментов. Например звучание произведения П. И. Чайковского «Октябрь», дети, слушая произведения, определяют – сколько инструментов звучало.
3. В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.
Интересно на занятиях проходит игра «Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)
4. ЭМПАТИЯ- перевоплощение Объекта.
Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту (перевоплощение).
Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например: в клоунов грустных и веселых под музыку Д. Кабалевского «Клоуны»; в смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана или в прекрасного Лебедя в одноименном произведении Сен-Санса. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения.
Даё тся задание перевоплотиться: а)придумать рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект) например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы») ;
б) Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ему-ей одиноко…почему, как вы думаете).
в) П. И. Чайковский «Новая кукла»(объект неодушевленный) купленная кукла где (придумать рассказ)
5. Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – Метод фокальных объектов - выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например: «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.
6. Метод Мозгового Штурма можно использовать на музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
7. Метод обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму
«Волшебная дорожка».
Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений, а с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждая о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
8. Метод типового фантазирования
Развивать образное мышление детей при помощи игры в «Волшебников». В основе лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным методом является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Дробления-Объединения, Времени, Увеличения- Уменьшения, Наоборот, Оживления-Окаменения. Игра приветствие «Поздороваться как мышка или как медведь», игра “Великаны и Гномы”, игра «Звездочёты и роботы», распевки «Часы», «Лес,лес тишина», «Дождик» исполнение детьми свободных танцев плясок на утренниках.
9 Метод решения проблемы
Формировать умение выслушивать других при групповом обсуждении Чайковский «Болезнь куклы». Что надо сделать, чтобы девочка не грустила? С целью использования элементов ТРИЗ в музыкальной деятельности я изготовила кубик- рубик, волшебная коробочка, сказочный домик, которые можно использовать не только на занятиях,но и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Занятие с применением элементов ТРИЗ является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширения кругозора и словарного запаса. Всё это представляет дошкольникам возможность успешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.
Литература
1. «Технологии развития музыкальных способностей дошкольников» Т. В. Севостьянова. Г. Ульяновск
2. Рачеева И. П. «Организация, проведения и форм музыкальных игр по технологии ТРИЗ / Волгоград-2015г.
3. Рачеева И. П. «Настольная книга музыкального руководителя» / Волгоград, 2014г.