Нина Чайковская
Место педагога в развивающей среде
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.
Публикация «Место педагога в развивающей среде» размещена в разделах
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Воспитатель с одной стороны является автором среды, а с другой стороны – ее компонентом. Педагог зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, художником, психологом и т. д. Большую роль в организации образовательной среды играют взрослые. Воспитатели планируют гибкие и интересные виды игровой, трудовой и учебной деятельности, учитывая потребности каждого ребёнка, как в активной деятельности, так и в отдыхе. Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют образовательное пространство и планируют виды деятельности с учётом индивидуального уровня развития каждого ребёнка (продумывать тематику имеющихся навыков и умений, правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом) .
Моя задача организовать работу так, чтобы раскрывались потенциально - творческие способности каждого ребенка. Они заключаются в том, что я поощряю и учитываю детскую инициативу. Обеспечиваю условия для деятельности, чтобы дети при желании могли продолжать самостоятельно черпать свой интерес. Поддерживаю и помогаю детям при их просьбах. При необходимости помогаю войти в группу сверстников обнаруживающему явное стремление к контактам. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Моей задачей являлось умение моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.