Лариса Михайлова
Место игровой и трудовой деятельности в режиме дня дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо организованные игры являются одним из необходимых условий правильного воспитания. Игра рассматривается не только как средство воспитательно-образовательной работы, но и как форма организации жизни детей в детском саду, поэтому ей отведено определенное место среди других форм детской деятельности.
Игра, как и процессы питания, гимнастика, занятия и др., введена в ежедневный распорядок детской жизни, и ей отведено время в течение всего дня: утром до завтрака и после него; между занятиями; на дневной прогулке; вечером, в помещении и на воздухе. Всего дети играют от трех до четырех часов в день.
Публикация «Место игровой и трудовой деятельности в режиме дня дошкольников» размещена в разделах
Основной воспитательной задачей утреннего периода является выяснение игровых интересов и замыслов детей, помощь в выборе игр и товарищей, создание хорошего игрового настроения. В соответствии с этим важно дать детям возможность заняться теми играми, которые их интересуют. Младшие дети предпочитают в это время игры с песком и водой, игры с тележками, колясками, машинами и др. Старшие дети объединяются в сюжетно-ролевых, строительных играх, некоторых играх подвижного характера.
Игры перед занятием необходимо согласовывать с характером предстоящего занятия: побуждать к подвижным играм, если предстоит сидячее занятие, и переключать на более спокойные перед музыкальным и физкультурным.
Игры между занятиями дают возможность детям отдохнуть. Это могут быть игры с движениями, пением, игры с мелкими игрушками, сюжетно-ролевые, если дети умеют быстро их заканчивать и спокойно включаться во второе занятие.
Время прогулки — самый продолжительный период игры (от 1 часа до 1 часа 30 минут, поэтому важно обеспечить разнообразие игр, их смену, позаботиться о том, чтобы дети много двигались и с удовольствием находились на воздухе, особенно в холодное время. Для этого надо, чтобы в разные периоды года на участке был разнообразный материал.
Игры вечером должны быть направлены на углубление интересов детей. В это время дети могут продолжать сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, начатые утром, или затевать новые. Педагог содействует играм-драматизациям, вносит настольно-печатные игры и т. д.
Руководство жизнью детей и их самостоятельной игровой деятельностью требует от воспитателя педагогического такта, умения учитывать непосредст-венные побуждения и стремления ребенка, уважать его личность. Направляя детскую самодеятельность в играх, воспитатель имеет возможность отчетливее увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, найти наиболее подходящие приемы педагогического влияния, активизировать и совершенство-вать личный и общественный опыт ребенка, своевременно помочь ему.
Только правильно и рационально организованная и носящая позитивный характер трудовая деятельность, даст положительные результаты и сформирует у дошкольников трудовые умения и навыки, и, следовательно, будет способствовать трудовому воспитанию.
Для рациональной организации трудовой деятельности в группах необходимо создать условия. Определить место хранения оборудования.
Труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится вечером после дневного сна. В это же время организуется работа по поделке атрибутов.
Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуются в течение всего дня. Воспитатель в каждом отдельном случае выбирает наиболее удобное время для их выполнения.
Утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду, и то, как они это делают, не должно остаться вне поля зрения воспитателя.
На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал.
После обеда все старшие дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. После игр убирают игрушки.
Таким образом, дети в течение всего времени вовлечены в трудовую деятельность. Для формирования у дошкольников положительного отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план индивидуальной работы с детьми).
Виды труда :
• Самообслуживание – деятельность по самообслуживанию присутствует во всех режимных моментах (гигиенические процедуры – мытье рук, умывание, пользование салфетками и носовыми платками)
• Хозяйственно-бытовой труд – возможны различные формы организации: фронтальная (коллективный труд, подгрупповая (дежурства, индиви-дуальная (поручения)
• Дежурства проводятся соответственно режимному моменту (перед занятиями, после занятий, перед и после приема пищи)
• Поручения даются детям в течение всего дня в процессе выполнения режимных процессов
• Коллективный труд организуется при уборке помещения (групповой комнаты, раздевалки) – проводиться во второй половине дня; при уборке участка – во время прогулок в первой и второй половине дня
• Труд в природе – организуется в виде поручений, дежурств (в уголке природы, коллективного труда (на участке детского сада). Дежурства в уголке природы, в группе проводятся в утреннее время, до завтрака, в это же время выполняются поручения, связанные с трудом в природе. Во время прогулки организуется коллективный и индивидуальный труд в природе.
• Ручной труд – со старшего дошкольного возраста. Занятия по ручному труду проводятся в первой половине дня (соответственно сетке занятий, индиви-дуальная работа и свободная деятельность детей по ручному труду организуется во второй половине дня.