Алина Олеговна Егорова
Мелкая моторика у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это комплекс скоординированных действий,
направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями
рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже
зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем
привычных жестов до самых мелких манипуляций.
При недостаточно развитых мелкомоторных навыках ребенок неизбежно будет в чем-то отставать. Например, с трудом концентрировать внимание и плохо запоминать новую информацию.
Публикация «Мелкая моторика у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Если не развивать мелкую моторику, пострадает не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом.
Нужно знать, какими
возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у
детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло:
1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на
движения взрослого человека.
2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
4. Дети учатся класть вещи в определённое место.
5. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а
теперь он активнее использует пальцы.
6. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать
ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
7. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с
кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и
перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс
развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому,
движения рук выполняются под контролем зрения.
Упражнения для развития моторики у детей 4-6 лет :
*Найди похожую
Цель: развитие внимания и мелкой моторики.
Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.
На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.
*Накорми птицу
Цель: развитие мелкой моторики.
Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.
Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.
*Угадай, что лежит в мешке
Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.
Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.
Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения пальцами рук и ног. Они помогают выполнять множество повседневных задач: пользоваться столовыми приборами, одеваться, чистить зубы.
Любое творчество развивает мелкую моторику и умственные способности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько сам процесс
Если не развивать мелкую моторику, могут пострадать не только речь, но и ловкость, точность, скорость и сила движений, а также координация в целом.