Татьяна Баркина
Презентация «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать +Заказ
Тема моей презентации «Развитие Мелкой моторики рук».
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Актуальность
Публикация «Презентация „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
2 слайд: Советский педагог-новатор, детский писатель Василий Александрович Сухомлинский писал Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Чем же в этом случае мы можем помочь ребенку?
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи
- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность, мелкую моторику пальцев, кистей, общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
Массаж, самомассаж кистей рук, физминутки,
пальчиковые игры, лепка из пластилина
с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.)
конструирование: из бумаги, работа с конструктором ЛЕГО,
аппликация,
рисование по трафаретам,
дидактические игры,
шнуровка,
игры с мелкими предметами,
пазлы, мозаика.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды и т. д.
Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия: «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть и нетрадиционными
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, шишки).
Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров).
Работа с бумагой (складывание, обрывание).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
3 слайд: Средства развития мелкой моторики.
4 слайд: Игры на развитие тактильного восприятия
Узнавание ребенком предметов на ощупь дает возможность правильно держать кисть, у ребенка активируются познавательные процессы, расширяется его активный словарь.
• Ощупай и расскажи.
• Горячая – холодная.
• Чудесный мешочек.
• Найди такой же.
5 слайд: Игры с водой
Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков.
6 слайд: Игры с песком.
Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели.
• Я пеку, пеку
• Угадай на ощупь
• Норки для мышки
• Волшебные отпечатки
7 слайд: Пальчиковые игры.
• Игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, контакта глаза в глаза.
• Игры имеют развивающее значение, т. к. дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, локоть, плечо, сформировать форму тела.
• Соединение «Слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи.
• Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
8 слайд: Рисование.
Это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Можно рисовать не только на бумаге, но и на снегу и песке, на асфальте. Полезно рисовать пальцами, ладонью, палочкой, делать отпечатки поролоном, ватными палочками.
9 слайд: Рисование пальцем.
Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает свои первые успехи в освоении цветовых гамм.
10 слайд: Рисование ватными палочками.
Рисование ватными палочками – это один из видов нетрадиционных техник рисования. Он интересен не только старшим детям и взрослым, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.
Детьми обычно с радостью приветствуется эта техника рисования, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.
11 слайд: игры с пластилином.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры для общего развития ребенка. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами.
• Гнем и отщипываем
• Надавливаем и размазываем
• Скатываем шарики, раскатываем колбаски
• Готовим обед
12 слайд: игры с тестом.
Лепка из теста – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом. Работа с тестом исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет.
13 слайд: игры с крупой, помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развития чувства восприятия.
• Прячем ручки
• Пересыпаем крупу
• Разложи по тарелочкам
• Найди игрушку
• Сухой бассейн из гороха и фасоли
14 слайд: шнуровки
Эти игры развивают координацию, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», способствуют развитию речи. В играх со шнуровками так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
15 слайд: игры с прищепками.
Игры с прищепками рассчитаны на работу детских пальчиков. Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем логическое мышление ребенка и его творческий потенциал.
• Иголки для ежика
• Солнышко
• Тучка и т. д.
16 слайд: игры с липучками и скотчем.
Игры для детей, связанные с играми на липучках и скотчем, – это всегда весело и интересно благодаря цепким деталькам, которые интересно приклеивать и отрывать снова и снова.
17 слайд: игры с бумагой.
Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными, предлагаем игры с бумагой. Благодаря этим играм, развивается устойчивость внимания, умение подражать.
18 слайд: игры со счетными палочками.
Нехитрые задания со счетными палочками помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомится с геометрическими фигурами.
19 слайд: массажер
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
20 слайд: Вывод
Развитие мелкой моторики позволяет детям :
• Научиться понимать многие явления окружающего мира,
• Лучше адаптироваться в практической жизни,
• Стать самостоятельным и уверенным в себе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Умелые пальцы становятся не сразу.
Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически