Родькина Мария Ивановна
Механизмы развития саморегуляции поведения детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Механизмы развития саморегуляции поведения детей в ДОО
Проблема развития процессов саморегуляции у детей дошкольного возраста приобретает все большую значимость. Это обусловлено существенными изменениями в системе образования: современная школа предъявляет к первокласснику очень высокие требования.
Публикация «Механизмы развития саморегуляции поведения детей в ДОО» размещена в разделах
Почему дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности? Дошкольники бывают такими непослушными, потому что не умеют владеть собой, не управляют своим поведением. Тут возникают новые вопросы: что значит управлять своим поведением и кто им может управлять, кроме тебя самого?
Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.
Саморегуляция- это больше чем самоконтроль, хотя это включает способность ребенка откладывать удовольствие, регулировать свои непосредственно желания.
Саморегуляцию относят и к познавательным процессам, до недавнего времени было мало исследований на сколько малыши способны контролировать свои познавательные процессы. Однако последние десять количество исследований увеличилось и очень интересные вещи были установлены. Например, развитая саморегуляция у дошкольников предсказывает успех в школе лучше, чем их интеллект и лучше, чем их социальный статус родителей. Один из аспектов саморегуляции-психическая гибкость.