Плисс Анастасия
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук
выполняют три основные функции: органов движения, органов познания,
аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре,
влажности и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах
материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов:
вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства
поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой
точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт
материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная,
пергаментная, промокательная.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со
зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи
ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно,
является мощным фактором для коры больших полушарий.
Подобное влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском
возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области (М. М.
Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие
движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону.