Елена Постол
Рекомендации для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад №17 г. Краснодар п. Лазурный
Рекомендации для родителей.
Как подготовить ребенка к школе?
Каждый ребенок в начале школьного обучения переживает период адаптации к новым условиям, к новым требованиям, к новой нагрузке. Если подготовить ребенка к школе правильно, он показывает успехи в учебе, легко налаживает отношения с товарищами по классу, его отношения с учителем складываются благоприятно. Особенности протекания процесса обучения в школе на этом начальном этапе определяют дальнейший интерес ребенка к учению, отношения к школе в целом, желание развиваться и расти в стенах этого социального института. Представляю советы заботливым родителям, как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание дома.
Публикация «Рекомендации для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?
Он должен называть:
Самые распространенные растения, животные;
Дни недели, времена года (и их последовательности ФИО (собственные и родителей, свой домашний адрес и телефон, город, страну;
количество месяцев в году;
Цвета, виды спорта и популярные профессии;
Имена известных писателей, поэтов;
Основные правила дорожного движения;
Праздники.
Он должен понимать разницу между:
«право» и «лево»;
улицей, городом и страной;
фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
Решать простые задачки (в том числе на логику, отгадывать загадки;
Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
Что такое «готовность к школе»?
Существует такое понятие как «школьная зрелость», т. е ребенок должен созреть для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально- волевая зрелость
а) уровень развития произвольности
б)учебная мотивация;
в) тревожность.
Интеллектуальная зрелость:
а) мышление;
б) восприятие (зрительное слуховое);
в) память (зрительная, слуховая, произвольная);
г) речь;
д) воображение.
Социальная готовность:
Социальная компетентность;
Коммуникативные навыки.
Рассмотрим некоторые компоненты.
Произвольность- это умение ребенка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам.
Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет это ему чувствовать себя взрослым, кто-то ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет. Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации -учебная, т. е. ребенок хочет ходить в школу для того чтобы учится, получать знания.
Тревожность- это свойство личности ребенка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребенок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю. Личностная тревожность является благодатной почвой для формирования школьной тревожности у ребенка, следствии чего у него может возникнуть даже нежелание ходить в школу.
Социальная компетентность – это умение ребенка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребенка только в общении с товарищами.
Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведенное время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается.
Коммуникативные навыки -это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова.
Таким образом, готовый к школе ребенок-это не просто тот, который умеет считать и читать (есть дети, читающие и в три года, а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню.
Подготовка к школе в домашних условиях
В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.
Что можно делать?
Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой, вместе читать;
Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т. д.
Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например, попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Обязательно учтите следующее:
Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т. д.
Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
4Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.
И пусть дошкольный период жизни вашего крошки
станет не целенаправленной подготовкой к школе, а бесценным временем радостных открытий!
Вместе с самыми родными и близкими ему людьми!
Воспитатель Постол Е. В.