Елена Кулебакина
Консультация «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать +Заказ
Лет пять назад проблема подготовки детей к школе не стояла так остро как сейчас. Часто приходится слышать о трудностях адаптации детей в условиях школьного обучения. Из-за чего это происходит? Причин много и одна из них – это уровень развития детей, поступающих в школу. Дело не в том, что этот уровень недостаточно высок, а в том, что направление развития детей, его качество не соответствует требованиям к ним школой. Отвечая на вопрос: «Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка-ученика?» - родители
Публикация «Консультация „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
отвечают, что хотели бы, чтобы их ребёнок был здоровый, любознательный, эмоционально отзывчивый, решительный, умеющий доброжелательно общаться со взрослыми и сверстниками, владеть нормами поведения, навыкам и умением построения речевого высказывания, жить и быть успешным в социальном мире.
Да, жизнь предлагает в настоящее время более современные требования в воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ№1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.) нацеливает родителей на более успешную подготовку ребёнка к школе во всех видах деятельности. Важно помнить о потребностях ребёнка в движении и смене этих различных видов деятельности, помнить и о том, что в период дошкольного детства очень важно не дать ребёнку устать от обучения ещё до школы. Как же заинтересовать будущего ученика к обучению в школе? Эффективность формирования желания учиться у ребёнка полностью зависит от правильной организации занятий обучения. Занятия эти должны быть уже приближены к школьным по своим требованиям, но отличаться по форме организации.
Константин Дмитриевич Ушинский писал, что ребёнок тогда будет успешен в школе, если у него будет «Зоркий» глаз, «Чуткое» ухо, «Твёрдая» рука. Вот эти три канала восприятия в игровой, нетрадиционной форме необходимо тренировать и развивать.
Чаще всего родителей волнует, если ребёнок не очень интересуется буквами и чтением. И это правильно. Самым серьёзным камнем преткновения было и останется обучение грамоте. Из-за слабого овладения чтением и письмом ребёнку будут трудны и освоение остальных предметов в школе. Вот поэтому, своевременно, еще в дошкольном возрасте ребенок должен получить основы грамоты.
Как же происходит овладение грамотой в повседневной детской жизни?
С 4-х лет ребёнок начинает интересоваться и замечать буквы сам без всякого толчка со стороны, но до чтения ещё далеко. Дети знают, видят, что есть такие значки. Они встречаются на уличных вывесках, в его книжках… ребёнок спрашивает, что это? Он обо всём спрашивает в этом возрасте. А вот теперь очередь дошла и до букв. Ребёнок начинает находить буквы в разных местах. И вскоре начинает рисовать, выкладывать из различного материала буквы и говорить: «Это буква «А». Вот тут-то необходимо поддержать интерес ребенка к буквам. Постепенно приходит понимание, что есть буквы гласные и согласные, есть ещё и звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, что из букв можно составить слово. Слово поделить на слоги (маленькие частички слова, что слова выстраиваются в предложения. Позже закрепляются понятия: буквы, слоги, слова, предложение. Параллельно знакомьте ребёнка с графическим изображением звуков. Ребёнок быстро усваивает на слух и зрительно узнает образ букв (допустимо в этом возрасте называть букву как звук) ,а вот правильно напечатать букву чаще всего не может. Не усаживайте ребенка специально для занятий. Печатайте буквы на снегу, на рассыпанной на столе крупе, на запотевшем окне, лепите из пластилина, выкладывайте из палочек (параллельно развивается мелкая моторика пальцев рук).
Обучение грамоте неразрывно связано с развитием речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформлять предложения, у них бедный словарный запас. Такие недочёты могут быть незамечены дома, но выявляются в школе. Кроме того необходимо помнить, что параллельно с развитием речи у вашего ребёнка тренируется память, внимание. Он учится размышлять, делать выводы, анализировать.
Чтобы ребенок грамотно писал, очень важно развивать у него фонематический слух, формировать умение различать на слух звуки, и правильно произносить все звуки речи, учить умению выделять в слове звук, указывать его место, называть слово с заданным звуком.
Поэтому необходимо хорошо представлять себе, чему нужно обучать своего ребёнка, чтобы он был успешен в школе :
Развитие фонематического слуха.
1. К четырём годам ребё нок обычно слышит и произносит все гласные и согласные: М,Б,П,Т,Д,Н,К,Х и др. обращайте внимание на формирование чё ткого произношения согласных: С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Л,Р.
2. Необходимо знакомить с понятием «слово», «звук»
3. Формируйте умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные.
4. Развивайте умение выделять голосом первый звук, называть слова с заданным звуком.
Формирование грамматического строя речи.
1. Учите употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
2. Учите правильно употреблять повелительные формы глаголов (нарисуй, пой, поскачи, формы слова «хотеть».
3. Обращайте внимание на словообразование (маслёнка, солонка, сахарница, сухарница)
4. Учите правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (носков, варежек, валенок)
Словарная работа.
1. Обучение правильному употреблению антонимов (большой-маленький, узкий-широкий, мелкий-глубокий, чёрный-белый, тёмный светлый)
2. Учите правильно использовать обобщё нные слова: игрушки, одежда, обувь, транспорт, мебель, посуда, подвиды транспорта; водный, наземный, воздушный, грузовой, легковой…
Развитие связной речи.
1. Учить ребёнка пересказывать небольшие рассказы, сказки.
2. Обучайте составлять небольшие описательные рассказы о своей любимой игрушке или по картине.
3. Большое внимание уделяйте составлению рассказов из личного опыта своего ребёнка.
4. Следите за грамматически-правильным употреблением слов вашим ребёнком в речи.
Обязательно, кроме обучения грамоте, необходимо включать дидактические, подвижные игры, слушать сказки, произведения, пересказывать их, обогащать разговорный словарь, рисовать, конструировать - все это способствует успешному достижению и выполнению уровня
современных требований, которые ставит перед будущим первоклассником школа.
Введение Федерального Государственного образовательного стандарта связано прежде всего с тем, что настало время обеспечить ребенка не только суммой конкретных знаний, умений и навыков,но и сформированностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность к школе. Тогда ребенок будет эмоционально спокоен успешен, решителен, любознателен, ответственен, доброжелателен в общении с педагогами и сверстниками.