елена шевнина
Консультация «Как подготовить ребёнка к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовить ребенка к школе?
(для родителей будущих первоклассников)
Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал меньше трудностей в адаптационный период, предлагаем вам помочь уже сейчас.
Перед школой ребенку, конечно же, нужно отдохнуть. По возможности, проведите время летних отпусков с пользой для своего здоровья и здоровья вашего ребенка. Вместе с тем, помните о том, что нужно систематически выполнять с ребенком упражнения по развитию мышления, зрительно-двигательной координации и моторики рук. Обогащайте и уточняйте словарь ребенка через познание окружающего мира и явлений социальной действительности.
Публикация «Консультация „Как подготовить ребёнка к школе?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы ни прожили, мы постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье
Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением малыша в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу гимназии или первого класса.
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки и будете стыдить его за четверки и тройки, для него радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью, ведь он отвечает не только за свои оценки, но и за ваши несбывшиеся ожидания. Что для вас важнее – оценки в дневнике или реальный уровень знаний; живой интерес и умение малыша на пробах и ошибках познавать и усваивать окружающий мир, искать ответы на самые разные вопросы?
Наиболее предпочтительная мотивация ребенка – интерес к учебе, сформированная система потребностей в размышлениях и интеллектуальной деятельности, воспринимаемая ребенком как интерес «хочу в школу» Ваше спокойное и радостное отношение к будущей школе, отсутствие завышенных требований к предстоящим успехам и неудачам, реалистичные и оптимистические рассказы о школе, отсутствие у ребенка страха перед возможными ошибками – все это создает положительный эмоциональный настрой на обучение.
Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс возможностей, поддающихся изменению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.
При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел немного читать и считать, уверенно держать карандаш и ручку – с этим он будет увереннее держать себя в школе
Вы можете многократно видоизменять свои вопросы и задания, а можете четко придерживаться инструкции – в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школьным условиям. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:
- Занятия с малышом должны быть свободно добровольными.
- Их длительность не должна превышать 30 минут.
- Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
- Постарайтесь, чтобы занятия носили регулярный характер и не чаще 1 раза в 1-2 дня. «Мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен
Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в школе (и при разных программах) постоянно меняются. Существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит дальнейшее обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления памяти, восприятия, внимания, тонкой моторики рук.
Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, вслушиваться в них, понимать их происхождение (кого называют: рыболов, дровосек, лесоруб; почему предмет назвали мясорубка, пылесос, ледокол и пр) Разучивайте с ним стихи, скороговорки, чистоговорки, потешки, сочиняйте сказки. Просите пересказать увиденную по телевизору сказку своими словами.
Не пренебрегайте занятиями, где используется мелкая пальчиковая моторика: рисование, лепка, аппликация, игры с конструктором «Лего» Все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте для занятий подручные средства – природный и бросовый материал: дать задание отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы по цвету, по величине, выкладывать из спичек или счетных палочек различные рисунки: дом, елочка, травка, забор, дорога и пр.
Существует ряд начальных знаний и умений в области учебной деятельности, без которых процесс обучения в школе будет весьма затруднителен. Среди них:
- владение ориентировками: в пространстве; от себя; на листе бумаги, в числовом ряду (в пределах 10); во временах года; днях недели и пр;
- знание и умение различать и называть основные цвета (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, находить промежуточные (оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый и пр);
- знать части человеческого тела, правильно называть и показывать их;
- уметь обобщать и классифицировать предметы (лук, морковь, помидор – овощи; времена года – это зима, весна, лето, осень и пр);
- уметь рисовать и аккуратно закрашивать;
- владеть связной монологической речью (рассказом, пересказом);
- владеть способами словообразования (дом – домашний, словоизменения (кукла – кукле – куклой);
- владеть элементарными математическими представлениями (счет, отсчет, пересчет; решение и составление примеров и задач и др);
- развивать логическое мышление.
На пороге школьного обучения особое значение имеет становление сферы саморегуляции. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к обучению в школе:
- ребенок должен контролировать свое поведение;
- адекватно оценивать результаты своей и чужой деятельности;
- планировать свою деятельность;
- доводить начатое дело до логического завершения.
Первый раз в первый класс! Цветы, новая форма, ранец, первая учительница. Главное слово «первый» Все, что впервые, запоминается на всю жизнь! Дошкольник становится школьником, его родители – это теперь родители ученика, его бабушки и дедушки вспоминают свое пионерское детство и обсуждают новые, конечно же плохие, учебники.
Первое сентября – день знаний, праздник взросления, новый этап. Однако любой праздник легко испортить. И тогда – первые слезы, связанные со школой, легко превращаются в потоки слез, нежелание учиться. Поэтому важно провести первое знакомство со школой грамотно. Поверьте, это не такой уж и большой труд, который потом поможет избежать ребенку (и вам) многих неприятностей.
Что важно помнить родителям будущего первоклассника?
Толпа. Ребенок (особенно домашний) может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляниях, в театре, цирке, ему может стать очень неприятно оттого, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может потерять собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников. Пусть они возьмут друг друга за руки. Это обоим даст чувство защищенности.
Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут, напомнить ребенку. Поупражнять в произнесении ее имени, отчества дома, с уважением, спокойно. А впоследствии никогда не говорите при ребенке о ней «она», «учительница», а только называя по имени, отчеству. Хорошо, если робкий ребенок познакомится с ней заранее. Учителя детям нравятся разные: мальчикам обычно молодые и красивые, девочкам полные и пожилые. Вообще полнота и красота у детей ассоциируются с доброжелательностью. Если вам самим не очень понравилась учительница, не демонстрируйте этого в присутствии ребенка, постарайтесь избегать негативных оценок в разговоре с другими. Если вы убеждены, что вашему дитя досталась сущая кикимора, это ваша промашка, не выражайте вслух зависть по поводу других учителей, постарайтесь увидеть в ней что-то хорошее и выработать уважение к ней вашего ребенка. Ведь в начальной школе самое главное для ребенка – это его учительница.
Одежда. Ребенок впервые надевает новую школьную одежду. Заранее хорошо примерьте ее, подгоните, если надо, дайте немного походить в ней по дому. Если в вашей школе принято носить форму – многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежде. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной. Выбирать одежду нужно вместе с ребенком, при его одобрении.
Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Постарайтесь приготовить ему на этот завтрак то, от чего он никогда не откажется. А возможно ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет проявляться при слове «школа». Можно разбудить ребенка чуть раньше, чтобы он успел почувствовать голод. Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите его, что нельзя критиковать то, что другим, вероятно, покажется лакомством.
Туалет. Выясните, где расположен туалет для мальчиков и девочек. Для некоторых детей проблема туалета является нерешаемой, а «промашки», совершенные в первые дни пребывания в школе, могут иметь непредсказуемые последствия. Ваша задача – поставить ребенка в известность, что можно сходить в туалет даже во время урока, правильно отпросившись. Но объяснить, что все-таки желательнее ходить туда во время перемены. Проверить, удобно ли ребенку расстегивать пуговицы или кнопки на одежде, есть ли у него в кармашке носовой платок и бумажная салфетка.
Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовьте в его первый учебный день небольшой подарок. Хорошо, если у него на память об этом дне останется и фотография.
И как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка в дальнейшей учебе, пусть у него будет здоровый учебный настрой, при котором он стремился бы к знаниям, не боялся школы и плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или не отличник, он все равно для вас самый любимый!
В добрый путь, дорогой выпускник!
Удачи тебе, будущий первоклассник!