Татьяна Нестерова
«Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Поиск и познание – начало всех начал,
Познание – это начало здоровья.
Н. Энкельман
Современная система дошкольного образования претерпевает сегодня целый ряд изменений, выражающихся в изменении содержания образования, применения новых педагогических, в том числе здоровьесберегающих технологий и других инноваций. Почему сегодня здоровьесберегающее направление в работе ДОУ зачастую рассматривается как инновационное? Это потому, что в современных условиях здоровьесбережение - ключевой элемент нового мышления, который требует пересмотра, переоценки всех компонентов образовательного процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.
Публикация «„Организация здоровьесберегающей методической работы в ДОУ“» размещена в разделах
В настоящий момент основным документом для пересмотра воспитательно-образовательного процесса в ДОУ стали Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года; Министерства юстиции РФ рег. № 1629 от 08.02.2010) введены в действие с 16.09.2010 года.
В связи с расширением ДОУ (открылись дополнительные группы, а значит увеличилось количество детей, увеличением количества педагогов, пришедших из других образовательных учреждений, приходом молодых специалистов после окончания учебных заведений, пришлось заново строить и методическую работу с кадрами, которая отвечала бы современным требованиям, условиям, и способствовала переходу работы на качественно более высокий уровень управления организацией методической работы в целом.
Проведенный мониторинг, анкетирование педагогов позволило составить общую картину о готовности педагогов работать с новыми технологиями и программами. Было выявлено, что большинство воспитателей обладает ограниченными возможностями создавать здоровьесберегающую среду, использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения.
По результатам мониторинга, определили цель здоровьесберегающей методической работы в ДОУ : повышение квалификации педагогов в области здоровьесбережения и уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода.
Здоровьесберегающая работа с педагогами, может касаться любого содержания, даже и не связанного с вопросами здоровьесбережения, но в основе такого обучения всегда лежат здоровьесберегающие технологии и подходы, что соответствует Федеральным государственным требованиям.
Так как ныне особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, используя интерактивную форму работы с кадрами КМД (коллективная мыслительная деятельность) определили задачи, которые необходимо реализовать в своей деятельности:
• представление о здоровом ребенке, как эталоне и практически достижимой норме детского развития;
• рассматривать здорового ребенка в качестве целостного телеснодуховного организама;
• оздоровление трактовать не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форму развития, расширение психофизиологических возможностей детей;
• считать индивидуально-дифференцированный подход ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.
Вместе с педагогами определили «Формулу здоровья», состоящую из трех компонентов:
духовно – нравственное как направление жизненных сил на постоянное самосовершенствование, на понимание и принятие законов окружающего мира;
физическое как состояние развития, соответствующее возрасту и обеспечивающее устойчивость организма к различным заболеваниям;
социальное как возможность управлять собой в различных жизненных ситуациях
с общепринятыми нормами.
Все виды здоровья взаимосвязаны между собой. А практика жизни показывает, что без духовно-нравственных основ личности невозможно решить вопросы ни физического здоровья, ни социального благополучия.
Имея представления о достижениях, возможностях каждого из педагогов планируем разные формы работы по изучению и внедрению здоровьесберегающих технологий. Также организуется методическая поддержка в организации физкультурно-оздоровительной работы.
Обучение педагогов осуществляется в соответствии с разработанным планом.
Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
В настоящий момент актуальными становятся разные формы и методы интерактивного обучения педагогов:
• организационно-теоретические : оперативки, коллоквиумы, проблемные семинары, ОДИ «Аукцион педагогических знаний», обзор ППО – передового педагогического опыта и др;
• методические : рефлексивно-ролевые игры, школа педагогического опыта, тренинговые семинары и др;
• практические: семинары-презентации (творческих работ детей и педагогов, взаимопосещения, открытые НОД, педагогический совет, методические недели и месячники др.
Каждый год в годовом плане планируются семинары: «Организация физического воспитания в ДОУ с учетом ФГТ», «Педагогические условия реализации интеграции двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста», педагогические советы: «Здоровьесберегающая среда ДОУ – условие для физического и психического здоровья дошкольника»,а педсовет «Культура формирования здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях», был подготовлен и проведен совместно с ДОУ села Прасковея. Эти формы работы с кадрами остаются наиболее эффективным способом повышения квалификации педагогов.
Внедряется новая форма работы – методический месячник, как система подготовки к педсовету. В течении месяца обсуждаются разные проблемы, которые решаются с помощью деловых игр, тренингов, методических посиделок. Проводятся открытые просмотры НОД, режимных моментов с показом методов и приемов работы с детьми по применению здоровьесберегающих технологий : с элементами музыкотерапии, применением технологии коррекции поведения, фонетической ритмикой, с элементами изотерапии.
В работе с педагогами проводятся психологические зарядки, которые помогают овладеть приемами релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала. Они проводятся в начале педагогического совета, консультации, семинара.
При планировании работы с педагогами уделяется особое внимание культурно-оздоровительным мероприятиям, встречам, посвященным знаменательным датам, участниками которых являются сами педагоги.
Особое внимание уделяется оснащению методического кабинета по организации здоровьесберегающей работы. В помощь педагогам составлен каталог методической литературы, периодических изданий, публикаций. Постоянно действует выставка «Новинки методической литературы». В помощь педагогам разработаны памятки по темам :
• «Организация подвижных игр»;
• «Организация и проведение физкультурного занятия»;
• «Организация и проведение спортивного праздника».
Подобран теоретический материал и накоплен практический опыт:
• Консультации для воспитателей;
• Методические разработки проведения интегрированных занятий с использованием разных здоровьесберегающих технологий;
• Формы работы с родителями по воспитанию здорового ребенка в семье.
Одна из популярных форм работы с педагогами – информационно-просветительская. Благодаря созданию папок-передвижек, информационных стендов, тематических выставок стало возможным донести до педагогического коллектива достоверную, научную информацию о физическом воспитании детей, дать полезные рекомендации, советы о здоровом образе жизни. На этом материале планируется обобщение опыта работы по теме : «Формирование здоровьесберегающей саморазвивающейся среды в условиях ДОУ».
Таким образом, организованная в ДОУ здоровьесберегающая методическая работа способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников, являются активными участниками методических объединений, районных мероприятий; занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.
Нормой наших отношений становятся правила:
• Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно - для всех обязательно!
• Один за всех и все за одного!
• Живи для улыбки товарища!
• Лучше трудно, чем нудно!
• Веди счет лишь солнечным дням!
• Каждое дело творческое – иначе зачем?
Список литературы:
1. Научно - практический журнал «Управление ДОУ», 2011 г., №1
2. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» авт. - сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. - Волгоград: Учитель, 2009.[/b]
3. Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография». - СПб. : КАРО, 2006.