Елена Добрина
Консультация для родителей «Здоровье наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ»
газета для родителей
Здоровье ребенка в наших руках. Закладывайте твердый фундамент здоровья ребенка еще в раннем детстве. Пока ветвь зеленая и гибкая, ее еще можно легко выпрямить.
Старайтесь соблюдать в выходные и праздничные дни тот же распорядок дня, что и в детском саду. Найдите время погулять с ребенком на свежем воздухе и не пренебрегайте дневным сном.
Публикация «Консультация для родителей „Здоровье наших детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
ДЛЯ ЧЕГО РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМ РЕЖИМ ДНЯ
Все родители, кто бы они ни были и где бы ни проживали, думают об одном; как вырастить ребенка здоровым и что сделать для того, чтобы он был счастлив. С первых дней жизни ребенка они уделяют большое внимание таким показателям его здоровья и функционирования организма, как рост, вес, анализ крови, температура и т. д. Здоровье связывают с нормами этих показателей, а отклонения от норм – с болезнью. Однако мало кто задумывается о том, что здоровье напрямую связано с режимом ограничений и нагрузок. Регулируя этот режим не формально, а исходя из знания особенностей и потребностей растущего детского организма, вполне возможно поддерживать у ребенка высокий уровень здоровья. Соблюдение режима дня – главный фактор сохранения здоровья, но при одном условии: если не относиться к ребенку как к неукоснительному исполнителю «режимных моментов», а к самому режиму – как к директиве.
Правильный режим – это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время для сна, прогулок, занятий, приема пищи, игр и предохранять организм ребенка от чрезмерного утомления.
Режим создается для того, чтобы сделать жизнь ребенка (и вашу тоже) наполненной, разнообразной и творческой, а вовсе не затем, чтобы втиснуть ее в жесткие рамки предписаний.
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
Совет 1. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.
Совет 2. Помните: нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления физического и психического здоровья.
Совет 3. Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.
Совет 4. Одевайте ребенка в соответствии с временем года в практичную, легкую, не затрудняющую движений одежду.
Совет 5. Позаботьтесь о полноценном, разно-образном и регулярном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.
Совет 6. Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни одни его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?».
Совет 7. Беседуйте с ребёнком, учитесь его слушать, развивайте речь – залог хорошей учебы в будущем.
Совет 8. Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.
Совет 9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
Совет 10. Чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним – не отделывайтесь игрушкой или сладостями!
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ
Обучение правильному дыханию - одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению. крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества.
Они вводятся в комплекс упражнений уже для 1,5 – 2 месячных детей. Когда малыш подрастет, мать может заниматься развитием дыхательного аппарата ребенка в форме игры с ним. Например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюхание цветка и др.
Во время прогулок за городом и в парке надо привлекать внимание ребенка к чудесному запаху чистого воздуха, заставлять медленно вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его проанализировать ощущения, получаемые от вдыхаемого воздуха (кстати, так он быстрее научится различать запахи).
Нужно приучать ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Покажите, как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его втянуть живот, чтобы он стал плоским и впалым.
Помните, что дети запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых. Но если занятия нерегулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки.
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА.
1. «Лошадка». Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки тоже показываем, то снижая, то увеличивая темп повтора (20-30 секунд).
2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркнет так, что ее всюду слышно. Дети произносят протяжно звук «ка–а–а–аар» (5-6 раз)
3. «Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз)
4. «Зевота». Сидя удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о-о-о», позевать (5-6 раз).
5. «Смешинки». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха–ха–ха, хи–хи–хи, гы–гы–гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, как будто перед вами самый веселый в мире клоун.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ГЛАЗКАХ
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
«Метёлка»
Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых. Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.
Вы метелки, усталость сметите.
Глазки нам хорошо освежите.
«Паровоз»
Загудел паровоз. (Широко открывают глаза)
И вагончики повез: (Взор переводят вправо, влево)
- Чу – чу- чу, чу- чу –чу, (Взор переводят вверх, вниз)
Далеко я покачу! (Закрывают глаза)
«Котик»
Ходит котик по дорожке, (взор переводят вправо, влево)
Смотрит котик к нам в окошко, (широко открывают глаза)
Котик серенький, (моргают)
Хвостик беленький (закрывают глаза)
«Удивились»
Упражнение для бровей: у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
3. Ходьба по ребристой доске.
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
5. Ходьба босиком по палке, по толстому шнуру.
6. Перекаты с пятки на носок.
7. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
8. Катать палку (диаметром 3 см) вперед-назад.
9. Не отрывая пяток от пола, поднимать пальцы ног как можно выше
10. Поочередно пальцами каждой ноги поднимать с пола веревочку.
11. Лежа в постели (можно перед сном, сгибай и выпрямляй стопы.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Гимнастика для ёжика
Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры. Взрослый показывает детям, как ежик делает гимнастику. В положении лежа на спине взрослый поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, Т. е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Ребенок показывает, как ежик делает гимнастику, взрослый поправляет детей. Затем ребенок выполняет упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть, расслабившись, как тряпичная кукла.
По-турецки мы сидели
Цель игры: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.
Ход игры: Сидя, ноги «калачиком», кисти рук упираются под подбородок. Покачивать головой и туловищем из стороны в сторону.
По-турецки мы сидели,
Пили чай и сушки ели.
Пили, пили, ели, ели,
Еле-еле досидели.
Морская звезда
Цель игры: формирование правильной осанки, улучшение координации движений.
Ход игры: Лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы – морская звезда! Покачайтесь на волнах.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ
Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.
«Лепим колобки, колбаски и блинчики»
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики, "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.
«Была лужа - и нет ее»
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
«Ну-ка, вылови»
Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.
Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т. д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько, соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, например, от пинг-понга; коробочки от "киндер-сюрпризов"; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок.
"Расскажи стихи руками"
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)
Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)
Мы капусту солим, солим, («посолить» пальчиками)
Мы капусту жмем, жмем, жмем. (сжимать-разжимать кулачки)
В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)
И в подвалы выставляем. (ладошки в замок, качаем)
Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)
«Дом»
На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)
Ну а к дому путь закрыт (поворачиваем ладошки)
Мы ворота открываем (открываем ладошки)
В гости всех вас приглашаем! (махаем ладошками)