Елена Неминущая
Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация проектной деятельности в целях формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения»
Информация об опыте.
Поселок Майский Белгородской области расположен в 12 км на юго-запад от Белгорода по левую и правую стороны международной магистрали Москва-Симферополь и является важной административной единицей Белгородского района и области. Рост темпов строительства жилья и численности населения (с 8748 человек в 2010 году до 9 829 человек – в 2012 году) естественным образом увеличивает интенсивность транспортного потока, что усложняет ситуацию на дорогах и создает опасность для пешеходов.
Публикация «Материалы актуального педагогического опыта по формированию основ безопасного поведения детей на улице» размещена в разделах
Педагоги МДОУ «ЦРР – детский сад №4 п. Майский» хорошо понимают возросшую ответственность за сохранение жизни каждого ребенка на улице и прилагают усилия для того, чтобы дети уходили в школу с осознанными знаниями правил дорожного движения и умели применять их на практике.
В целях изучения знаний и представлений детей о правилах дорожного движения и поведения на улице были разработаны задания (беседы, игры, проблемные, игровые и наглядные ситуации) в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «Детство», которые позволяли вывить уровень освоения детьми образовательной области «Безопасность».
В результате мониторинга, проведенного в сентябре 2009года, высокий уровень продемонстрировали 6% детей старшего6-7 лет; средний уровень - 76%; низкий уровень - 18%. Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы определилась необходимость активизации работы по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.
Актуальность опыта заключается в формировании начальной социально-личностной компетентности старшего дошкольника как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с общением, взаимодействием с социумом, умением соблюдать правила дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Но, наряду с актуальностью, в педагогической практике прослеживается противоречие между важностью проблемы в масштабах государства и позицией родителей, многие из которых не уделяют должного внимания формированию у детей дошкольного возраста осознанного знания правил дорожного движения и умения применять их на практике, а зачастую просто не знают, как это сделать.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения на основе совместной проектной деятельности взрослых и детей.
Диапазон опыта представлен дидактической системой, включающей в себя: комплексно-тематическое планирование педагогической деятельности; диагностические материалы, направленные на выявление уровня сформированности у детей представлений о ПДД и основ безопасности жизнедеятельности на улице; систему совместных мероприятий с родителями на основе активных форм взаимодействия и сотрудничества.
Для теоретического обоснования опыта были использованы следующие понятия:
1) социально-личностная компетентность;
2) проектная деятельность.
Автор программы «Детство» А. Г. Гогоберидзе, характеризует социально-личностную компетентность как готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми в совокупности развивающихся представлений о себе, окружающем мире и способах поведения и взаимодействия с социумом.
Использование инновационных педагогических технологий, в первую очередь практико-ориентированных, таких как проектная деятельность - открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Проектная деятельность – это комплекс взаимосвязанных действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным практическим результатом.
Новизна опыта заключается в создании системы применения проектного метода для формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения на основе активного взаимодействия и сотрудничества с родителями воспитанников.
Проектная деятельность отвечает принципам развивающего образования и повышает его качество, так как:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
- способствует интеграции образовательных областей, интеграции видов детской деятельности и деятельности специалистов дошкольного учреждения с родителями;
- предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цель опыта – формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и в общественных местах на основе знакомства с ПДД.
Задачи:
- знакомить с правилами дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формировать представления об опасных для человека ситуациях на улице и в общественных местах и способах поведения в них;
- развивать способность к осознанному восприятию окружающей обстановки, умение предвидеть возможную опасность;
- активизировать коммуникативные навыки и способы взаимодействия с окружающей действительностью;
- воспитывать культуру общения и нормы поведения детей в обществе;
- повышать уровень педагогической и профессиональной компетентности
взрослых; в вопросах ознакомления дошкольников с ПДД;
- усилить взаимодействие с родителями и включать их в образовательный процесс;
- активизировать работу по обобщению и распространению актуального педагогического опыта по данной проблеме;
- укрепить взаимодействие с ГИБДД по данной проблеме.
Основные направления реализации опыта :
1. Создание соответствующей развивающей среды в МДОУ.
2. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам формирование основ безопасного поведения детей на улице.
4. Совместная работа МДОУ с социально-культурными учреждениями и ГИБДД.
Реализация опыта основано на включении проектной деятельности в комплексно-тематическое планирование воспитателей, начиная со II младшей группы.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем и среднем дошкольном возрасте – это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности на основе игровых (практических) ситуаций практических опытов.
В старшем дошкольном возрасте – это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы и пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то в работе с детьми 3-4 лет (II младшая группа, используются игровые проекты, например «Едем на машине», «Поможем Колобку» и т. д.
В средней группе к данным видам проектов добавляются исследовательские проекты: «Дорожные знаки нам помогают», «Перекресток».
В старших возрастных группах значимыми становятся информационно-практико-ориентированные проекты : «Внимание, дети!» «Безопасный маршрут из дома в детский сад (школу)», «Безопасность на улице – забота каждого»
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с детьми и родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта педагогических мероприятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для совместной продуктивной деятельности детей и родителей.
Проект
«Перекресток» (средняя группа)
Вид проекта: познавательно-игровой.
Срок реализации: 2 недели
Цель проекта: формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице в разнообразных игровых ситуациях.
Задачи проекта:
-Знакомить родителей с формами, методами и приемами формирования основ безопасного поведения детей 4-5 лет на улице.
- Закреплять умение различать дорожные знаки.
- Развивать стремление действовать по правилам, проявлять игровое сотрудничество.
- Воспитывать желание оказывать помощь окружающим.
I этап – предварительная работа:
- Рассматривание картин, иллюстраций, дорожных знаков.
- Целевая прогулка к перекрестку с привлечением родителей.
- Беседы, рассказы, обсуждение с детьми воспитателей и родителей.
- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группе.
- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.
- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.
II этап – практическая деятельность
- Разработка плана игры с детьми и родителями.
- Изготовление атрибутов для игры.
- Оборудование игровой зоны.
III этап – заключительный
Проведение досуговой ситуационно-ролевой развлекательной игры
«Перекресток» с участием детей и родителей.
Ход игры:
I. Вводная часть.
1. Беседа, закрепление понятия «перекресток», значение дорожных знаков, сигналов светофора.
2. Сюрпризный момент – приход Незнайки
II. Основная часть.
1. Разыгрывание игровой проблемной ситуации «Перекресток».
2. Д/ игра с родителями «Расскажи Незнайке о дорожном знаке».
3. Д/ игра с детьми «Красный, желтый, зеленый», «Цветные
автомобили».
III. Итог. Рефлексия – беседа с Незнайкой.
Проект
«Безопасность на улице – забота каждого»
(старшая, подготовительная группа)
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок проведения: 1 месяц
Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи проекта:
- объединить усилия семейного и общественного воспитания в целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма;
-формировать представления детей об основных источниках безопасности на улице;
- закреплять правила дорожного движения, учить детей применять их на практике;
- повышать компетентность родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения детей на улице.
I этап – предварительная работа:
- Целевые прогулки к перекрестку с привлечением родителей.
- Обзорные экскурсии детей по поселку с привлечением родителей.
- Беседы, обсуждения, рассказы из опыта с детьми воспитателей и родителей.
- Проблемные игровые образовательные ситуации по ПДД в группах.
- Чтение художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картинок по ПДД и ОБЖ с детьми в группах и дома с родителями.
- Просмотр видеофильма «Безопасность на улицах и дорогах» детьми совместно с родителями.
- Рекомендации для родителей по вопросам формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности у детей 6 лет.
II этап – практическая деятельность
- Разработка сценария конкурса родителями, детьми и педагогами.
- Изготовление атрибутов: дорожных знаков, атрибутов для семейной эстафеты «По улицам поселка», дидактической игры «Собери дорожный знак».
- Приглашение сотрудника ОГИБДД Белгородского РОВД.
III этап – заключительный Конечный результат проекта:
- Проведение семейного конкурса «Безопасность на улице.