Получи документы

Материал к перспективному планированию работы кружка по экспериментированию (часть первая)

Ольга Носачёва
Материал к перспективному планированию работы кружка по экспериментированию (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы

СЕНТЯБРЬ.

Свойства воды. (не имеет вкуса, цвета, запаха, формы, животворное свойство воды, испарение).

МАТЕРИАЛ : Презентация «ВОДА В ПРИРОДЕ», два стеклянных стакана, бутылка необычной формы, камешки, гуашь, сахар, соль, комнатное растение, размножающееся вегетативным способом.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА:

1. Рассмотреть воду в стакане,раскрасить её краской. Вывод: у воды нет цвета, но она может принимать цвет растворённых в ней веществ.

Публикация «Материал к перспективному планированию работы кружка по экспериментированию (часть первая)» размещена в разделах

2. Положить на поднос камешки, рассмотреть, затем положить их в стакан – изменили ли камешки форму? Воду налить в стакан, рассмотреть, перелить из стакана в бутылку необычной формы – рассмотреть, затем налить воду на поднос. Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму сосуда в который она налита.

3. Попробовать воду на вкус, растворить в воде сахар и соль, определить на вкус где что растворено. Вывод: вода принимает вкус того вещества, которое в ней растворено.

4. Поставить в воду отросток растения и понаблюдать за появлением корней, после наблюдения растение посадить.

ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ:

1. Начерти внутри пластикового стаканчика линию тёмным маркером. Это будет контрольная линия.

2. Налей воды в стаканчик до этой линии. Проследи, чтобы твой стаканчик никто не трогал.

3. Наблюдай, как воды будет становиться меньше и меньше. Через сколько дней вода исчезнет совсем.

ОКТЯБРЬ.

Свойства воздуха. (не имеет цвета, запаха, формы,)

МАТЕРИАЛ : Презентация: «ОБЛАКА». Воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, трубочки, апельсин, долька чеснока, веер, ширма.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА:

1. надуть воздушный шарик;

2. подуть на полоску бумаги;

3. подуть на вертушку (сильно и слабо);

4. возьмём трубочку и подуем в стакан с водой, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

5. потянуть носом и сказать чем пахнет в комнате, после этого за ширмой разрезать апельсин, веером раздуть воздух, затем раздавить дольку чеснока, опять раздуть веером воздух, каждый раз спрашивая, запах чего чувствуют дети.

Вывод: воздух не имеет цвета, формы, запаха.

Ветер в доме.

1. Зажги свечку, поднеси к огню тоненькую длинную полоску бумаги, но

так, чтобы она не загорелась.

2. Смотри, что будет происходить. Бумага будет отклоняться от огня. Это

происходит оттого, что нагретый воздух поднимается вверх, а на его место опускается более холодный. Он снова нагревается и опять поднимается вверх. И так будет происходить, пока ты не задуешь пламя свечи. Ветер – это перемещение тёплого и холодного воздуха.

НОЯБРЬ.

Измерение (что можно измерять в человеческом мире, единицы измерения)

МАТЕРИАЛ : Мультфильм: «38 ПОПУГАЕВ».

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

Измерение длины стола, ковра в группе с помощью различных систем мер. (ладоней, локтей, пальцев, в футах, унциях. Формулировка причины отклонений результатов измерений.

Вывод: величины рук, ладоней и ступней у разных людей существенно отличается, поэтому единица, основанная на пропорциях тела какого-либо одного человека, будет отличаться от такой же единицы, основанной на пропорциях другого человека.

МАТЕРИАЛ :линейка, измерительная лента, ростомер, весы, мерные сосуды 100 и 150мл. с делениями.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА часть 2 :

1. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги. Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы. Ростомером измерить свой рост.

2. Узнать свой вес, вес яблока, кубика используя весы. проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100мл поместится в сосуд объёмом 500 мл, 1л, 2л.

Вывод: единая система мер позволяет не только определить длину (вес и объём) чего-либо, но и сравнивать полученные результаты измерения.

ДЕКАБРЬ.

Земля и её место в солнечной системе. (земля на глобусе, портрет Земли - карта)

МАТЕРИАЛ : Презентация «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»,глобус, настольная лампа.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца с помощью модели глобуса, вращающегося по круговой орбите, вокруг заженой лампочки, символизирующей Солнце. Найти материк, на котором мы живём. Определить местоположение страны России, города в котором мы живём и отметить их флажками. Найти на глобусе Северный и Южный полюс, экватор. Объяснить, почему у экватора жарко, а у полюсов холодно.

ЯНВАРЬ.

Смена времён года. (отчего происходит смена дня и ночи)

МАТЕРИАЛ :презентация «ВРЕМЕНА ГОДА», макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца», сезонные картинки.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

Можно показать смену времён года по прибору, который изображает Солнце и Землю. Лампочка – Солнце, от неё падают лучи света на глобус, который изображает Землю в наклонном положении. На подставке прибора нанесены месяцы.

Поставьте прибор в положение июня. Северная часть земного шара обращена к Солнцу, а южная от Солнца. На северную часть тепла поступает больше,поэтому здесь лето, на южную-меньше, там зима. Если перевернуть прибор на на положение декабря, то теперь Земля обращена своей южной частью к Солнцу, а северной от-от Солнца. Южная часть земного шара получает больше тепла, чем северная. В южной части Земли – лето, а в северной – зима.

Вывод: земной шар не только вокруг своей оси, но ещё и движется вокруг своей оси, но ещё и движется вокруг Солнца. Чем выше Солнце, тем больше Земля получает тепла. Летом Солнце поднимается высоко над поверхностью Земли, поэтому летом тепло, а зимой низко, поэтому зимой холодно.

ФЕВРАЛЬ

Из чего всё сделано? (три состояния вещества)

МАТЕРИАЛ : Презентация подкрашенная жидкость в прозрачном стакане, вода, лёд в формочках, чайник,схемы строения вещества в твердом, жидком и газоообразном состоянии.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

1. Налить воду в формочки для льда и заморозить.

2. Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как тает лёд и превратится в жидкость. Сравнить, у кого быстрее тает лёд. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

3. Проделать эксперименты : Проходит ли палец сквозь сталь, стекло? Можно ли пролить воду? Куда девается соль в воде? Объяснить причины полученных результатов.

4. Довести воу до кипения, наблюдать за паром, подставить стеклышко и увидеть, как пар опять становится водой.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА:

- взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела.

- легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость».

- свободно «полетать» по группе, как газ.

Вывод:на морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода (жидкость) превращается в лед (твердое тело). Если воду нагреть,то её частички распределятся более свободно, а значит вода примет газообразное состояние.

При соприкосновении с теплом лед тает. В голых руках лед тает быстрей, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.

Сквозь стекло и сталь палец не проходит, т. к. это твердые вещества.

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены между собой, но не так крепко, как в твёрдых веществах.

Частички соли распределяются между частичками воды, и их становится не видно, но соль никуда не делась, поэтому вода солёная.

Опыт: зимой возьми стакан, положи в него снег из чистого сугроба. Растопи его в комнате. Сколько воды у тебя получилось? Столько же сколько было снега или меньше? Внутри снега между снежинками, есть воздух, поэтому из большого сугроба получится не очень много воды.

МАРТ

Взаимодействие и переход одного вещества в другое.

МАТЕРИАЛ : пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

1. Поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда

она хорошо охладится –надеть на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

2. Измерить температуру горячей и холодной воды, объяснить как

работает термометр.

3. Назвать основные виды осадков. Подумать: почему зимой идет снег, а

летом дождь? Куда девается вода выпавшая на землю?

Вывод: При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит при нагревании тела расширяются. Термометр работает по принципу теплового расширения. Существует круговорот воды в природе.

АПРЕЛЬ.

Почему предметы движутся. (состояние движения, покоя, инерции, трения)

МАТЕРИАЛ : машинки; шарики; разные поверхности (ковер, стекло, деревянная крышка стола); коробка из под обуви, в которой посередине меньшей стороны вырезано квадратное отверстие; линейка; десяток круглых карандашей; воздушный шарик.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

1. Игра машинками, тележками и шариками на разных поверхностях, найти причину остановки.

2. Потереть руки. Объяснить, почему ощущается тепло.

3. Эксперимент, демонстрирующий влияние трения на инерцию. Вырезать посередине меньшей стороны коробки отверстие в виде квадрата, положить в коробку воздушный шарик так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуть шарик и зажать его отверстие пальцами. Положить под коробку карандаши. Отпустить шар.

Вывод: машинки, после толчка движутся по инерции, а останавливаются от трения колес о поверхность. Чем более гладкая поверхность, тем дольше движется машинка. если пустить машинки соревноваться по разным поверхностям, то победит та, которая едет по более гладкой поверхности.

Рукам стало тепло, потому что при трении предметы нагреваются.

Шар сдувается и коробка движется вперёд, потому что воздух выходящий из шарика ее толкает. Когда шарик сдулся – коробка ещё движется по инерции, но потом останавливается из-за трения между коробкой и карандашами.

МАЙ

Свет и цвет. (понятия свет и цвет).

МАТЕРИАЛ : зеркала различной формы, металлический поднос, фонарик, рисунок, предметы для рассматривания в зеркале.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА :

1. Рассмотреть отражение предмета в зеркале, в металлическом подносе, как отражаются правая и левая сторона?

2. Игры с фонариком. Посветить фонариком на различные предметы и посмотреть образование тени. Почему образуется тень? Через какие предметы свет проходит а через какие нет?

3. Нарисовать картинку и рассмотреть её отражение в зеркале. Обратить внимание на то, что в зеркале всё отражается «наоборот»

Вывод: Одно из свойств света — это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна. можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длинной тени утром, днем и вечером. Еще одно свойство — это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся. В зеркале всё отражается «наоборот». Там, где в жизни правая сторона – в зеркале левая и наоборот.

Используемая литература:

«Детское экспериментирование» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.

«Почему ветер дует?» Василий и Марина Ромодины

«Увлекательные опыты со светом»» переведено с английского, издательство «Астрель».

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по планированию педагогической работы .

Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми. * Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные.

Материал для аттестационной работы Программное обеспечение Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Организация работы кружка «Бумажные мастера», план работы ОКТЯБРЬ № п/п Тема Программное содержание 1 Флажок Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам. Совмещая противоположные углы.

Перспективное планирование работы кружка по экспериментированию (старший дошкольный возраст) ЦЕЛЬ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ. Проведение познавательных опытов и экспериментов для развития интеллектуально-познавательных способностей детей.

Перспективный план кружка по элементарному экспериментированию для детей 5–6 лет «Неизведанное рядом» .

План работы кружка по экспериментированию «Маленькие почемучка» в средней группе План работы кружка «Маленькие почемучки» в средней группе Выполнила: Бичикова Т. А., воспитатель,1 квалификационная категория.

Пояснительная записка к перспективному планированию занятий во второй младшей группе по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Пояснительная записка Образовательная область «Музыка» «Содержание образовательной области „Музыка".

Программа — руководство кружка по аппликации «Семицветик» (для детей 4–5 лет) Часть II Тематический планОктябрь 1 неделя Тема: МОЁ НАСТРОЕНИЕ Цели: Осваивать символическую форму опосредования. Познакомиться со способом передачи.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материал к перспективному планированию работы кружка по экспериментированию (часть первая)
Опубликовано: 22 сентября 2015 в 20:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материал к перспективному планированию работы кружка по экспериментированию (часть первая)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Носачёва (УИ 338303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД