Долбнева Марина
Материал для родителей по лексическим темам «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал
для родителей по лексическим темам
Данный материал можно распечатать и вложить каждому ребёнку в дневник, а также добавить картинки по теме, поместить в уголок для родителей
Тема «Овощи».
Задание 1. Родителям рекомендуется :
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи : картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
Публикация «Материал для родителей по лексическим темам „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- обратить внимание на следующие признаки овощей : цвет, форму, вкус;
- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет) ;
- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
• Красная девица сидит в темнице, а коса – на улице. (Морковь)
• Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это? (Репка) .
• Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
• Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
• Голова на ножке, в голове – горошки. (Горох)
• Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
• Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня ищи (Капуста)
• Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : огурец-огурчик, помидор-помидорчик…
Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных) : огурец - огурцы, помидор-помидоры…
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
• Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я …. (свекла)
• Летом в огороде – свежие, зеленые, а зимою в бочке – желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас? …. (огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору, по следующему плану:
Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форму, размер? Какой на вкус? Что из него готовят?
Задание 8. дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными). Морковь (какая) – оранжевая, помидор (какой) –… Огурец (какой) – овальный, репка (какая) -…
Задание 9. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, резкие движения прямыми кистями вниз и вверх
Мы морковку трем, пальцы сжаты в кулаки, движения
к себе и от себя
Мы капусту солим, движения пальцев как при посыпании
соли из щепотки
Мы капусту жмем. интенсивное сжимание пальцев обеих
рук в кулаки
Задание 10. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
Тема : «Фрукты».
Задание 1. Родителям рекомендуется :
рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
обратить внимание на характерные признаки фруктов : цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте) ;
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь-сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
Задание 4. Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных) : яблоко - яблоки, груша -, персик -, банан -… .
Задание 5. Дидактическая игра «Большой – маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : яблоко - яблочко, лимон -, банан -, апельсин -… .
Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый; смородина – смородинка, смородиновый; лимон – лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет? Каков на вкус? Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительными, употребление слов один – одна – одно, два – две) : одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона … пять лимонов; одна слива, две сливы… пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных) : сок из яблока - яблочный; варенье из яблок – яблочное; сок из груши -… ; варенье из груши - … ; сок из апельсина -, варенье из апельсина - … .
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет» : яблоко – на яблоне, слива – на, груша – на … .
Задание 12. Отгадать описательную загадку.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
Задание 13. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используя натуральные фрукты) .
Использовано пособие 3. Е. Агранович
Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР