Анастасия
«Нахождение делимого при делении с остатком». Конспект урока математики
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нахождение делимого при делении с остатком»
Цели:
- образовательные: учить находить делимое по значению частного и остатка, совершенствовать навык деления с остатком;
- воспитательные: воспитывать интерес к математике, содействовать воспитанию самостоятельности;
- развивающие: развивать интерес к вычислительным процессам, развивать мышление, речь и коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
- предметные: иметь представление о понятиях «делимое», «делитель», «частное»; уметь находить делимое по значению частного и остатка, решать задачи и записывать решение задачи сложным выражением;
- метапредметные:
Р - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки.
К - вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.
П - читать, слушать, извлекать нужную информацию из текста, выполнять различные учебно-познавательные действия в умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, уметь обобщать, анализировать, делать выводы.
- личностные: положительное отношение к учению и различным видам познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать уже имеющиеся.
Тип урока: комбинированный.
I. Орг. момент (1 мин.)
Словесный (инструктаж)
II. Актуализация знаний(13 мин.)
Словесный (объяснение, наглядный, практический (упражнения)
- Сейчас я вам предлагаю сравнить выражения. Ответы показывайте с помощью карточек.
16 · 3 … 16 · 5
225 : 5 … 225 · 5
364 · 4 … 364 + 4
998 + 1 … 998 – 1
327 · 0 … 327 + 0
32 : 32 … 32 – 32
- Решите задачу:
Михаил Васильевич пошёл на масленичный базар. У него было 60 полушек. Сколько он сможет купить пряников, если каждый пряник стоит 8 полушек? Сколько полушек у него останется?
- Кто знает, что такое полушка? (полушка – старинная мелкая медная монета.)
- Как решим задачу? (60:8= 7 ост. 4)
- Молодцы! Сейчас запишите число, классная работа.
- Вставьте в пустые клетки нужные числа:
+ 6 = 12
13 – = 4
– 7 = 21
· 4 = 24
25 : = 5
: 6 = 6
: 5 = 6 (ост. 4)
- С какой трудностью вы столкнулись? (последнее выражение)
- Назовите это выражение. … : 5= 6 (ост4).
- Можем ли мы его решить? (нет)
- Какой компонент деления нам неизвестен? (делимое)
- Значит, что будем учиться делать? (учиться находить неизвестное делимое).
- В каком случае? (При делении с остатком)
III. Сообщение темы, постановка задач(2 мин.)
Словесный (беседа)
- Как же звучит тема нашего урока? (ответы детей)
- Тема нашего урока «Нахождение делимого при делении с остатком»
- Какие цели мы поставим на урок? (ответы детей)
- Нашими целями будет:
1. Узнать, как находить делимое при делении с остатком.
2. Тренироваться в решении заданий на нахождение делимого при делении с остатком.
IV. Открытие нового знания(7 мин.)
Словесный (беседа,практический (упражнения)
- Давайте с вами вспомним, что же такое деление с остатком? (ответы детей)
- Деление с остатком– это деление одного числа на другое, при котором в ответе получается остаток.
(повторяем 2 раза правило)
- Давайте выполним в учебнике 99 номер на 48 странице. Кто прочитает задание?
- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Во втором равенстве есть остаток при делении.)
- Решите уравнение с проверкой. (один ученик у доски)
x : 7 = 9
x = 9 · 7
x = 63
63 : 7 = 9
9 = 9
- Чему равен корень уравнения? (63)
- Предположите, как можно найти неизвестное число во втором равенстве? (ответы детей)
- Проанализируйте решения учащихся, которые предложены в учебнике на с. 48 в пункте 4.
– Кто из ребят прав? (Прав Ваня.). Почему вы так считаете? Как Ваня находил неизвестное делимое?
- Давайте проверим:
66 : 7 = 9 (ост. 3)
63: 7 = 9
66 – 63 =3
- Найдите делимые в равенствах пункта 5. (Работаем у доски)
а) y : 6 = 8 (ост. 2)
y = 6 · 8 + 2 = 50
б) b : 8 = 7 (ост. 5)
b = 8 · 7 + 5 = 61
в) с : 9 = 4 (ост. 8)
с = 9 · 4 + 8 = 44
- Какой вывод можно сделать? (при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток)
- Сравните наш вывод с правилом учебника. Что можете сказать? (Мы были правы)
Физминутка(2 мин.)
- Повторяйте движения за героями.
- Давайте вернёмся к выражению, которое мы не смогли решить в начале урока и попробуем найти неизвестное делимое.
5 • 6 + 4 = 34
5•6=30
30+4=34
V. Первичное закрепление(10 мин.)
Практический (упражнения)
- Предлагаю выполнить деление и проверить результаты в 6 пункте.
- Сначала давайте проговорим, как вы будете выполнять деление. Вспомним алгоритм. (Если без остатка не делится, то ищем ближайшее число, которое делится, затем от делимого вычитаем ближайшее число.)
- Давайте теперь выполним деление.
83:9, 83 делится на 9 с остатком? (да)
- Ищем ближайшее число, которое делится на 9 без остатка. (81). Делим 81 на 9, сколько будет? (9).
- Вычитаем из делимого 81, сколько будет? (2).
- Какой остаток получается? (2)
- Делаем все остальные также.
- Проверьте работу. Что заметили? (одно выражение делится без остатка)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой(4 мин.)
Практический (упражнения) - А сейчас откройте рабочую тетрадь на 17 странице. Ваша задача в тетради записать и выполнить 32 номер. У вас есть 5 минут.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (21, 53, 28, 37, 21, 17, 17, 20)
- Кто допустил ошибки? Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе на полях +.
VII. Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.)
Практический
(упражнения) - Прочитайте задачу №100.
- Что известно?
- Что требуется узнать?
- Запишите кратко условие задачи в карточке, заполнив таблицу.
Кол-во людей в 1 бригаде Кол-во бригад Всего людей
8 чел. 3 бр.? чел.? чел.
9 чел. 1 бр. 9 чел.
- Сравните свою краткую запись с записью на слайде.
- Решите её. (Один ученик работает у доски)
Решение.
1) 8 · 3 = 24 (чел.) – в 3 бригадах.
2) 9 + 24 = 33 (чел.) – всего.
Ответ: 33 человека.
-Давайте попробуем записать решение задачи сложным выражением. (9 + 8 · 3 = 33 (чел.)
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
(1 мин.)
Словесный (инструктаж)
IX. Итоги урока, рефлексия(2 мин.)Словесный (беседа)