Раиса Данилюк
«Воспитание нравственных качеств личности средствами художественного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание формирует у ребенка стремление, потребность и мотивы поведения в соответствии с определенными нормами, выступающими в виде идеалов общественного долга, добра и справедливости.
Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые окружают его. Если они сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общением со старшими, основы личности ребенка будут заложены правильно. А общение с воспитанником - это игра, индивидуальная беседа, занятия, прогулки, трудовые совместные действия, коррекционная работа и обязательно чтение художественной литературы – приобщение к образному миру искусства.
Публикация «„Воспитание нравственных качеств личности средствами художественного слова“» размещена в разделах
Книга расскажет малышу об истории своей Родины, о флоре и фауне. Дети знакомятся с миром поэзии, с народным творчеством – малыми фольклорными формами: потешки, прибаутки, пословицы, поговорки.
Роль детской книги несоизмеримо велика. Она развивает художественный вкус, воспитывает эстетическое восприятие действительности, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Дети проявляют к окружающему миру особый интерес. Художественная литература помогает усвоить знания об окружающей действительности, делает это доступно, убедительно. В детской книге таятся огромные богатства для формирования личности ребенка. Яркими живыми образами воздействует она на чувства, показывает «что хорошо, что плохо», заставляет сочувствовать обиженным, презирать жадность и зло. Книга заставляет ребенка думать, размышлять, смеяться от души, радует метким словом и звонкой рифмой, учит детей мыслить и обобщать, помогает уточнить имеющиеся у них представления об окружающей действительности, постоянно обогащая его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт. В своей работе я широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – потешки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки. Занятия я строю в форме увлекательных путешествий. Они способствуют зарождению интереса и любви к художественному слову, обеспечивают непринужденное освоение традиций общения в семье, отношения к гостям. Такие занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроем детей. Трудно было бы сформировать в детях нравственные и морально – волевые привычки, если бы не образное народное слово.
На протяжении всей моей педагогической деятельности я старалась использовать прямые методы воздействия – это положительные примеры норм общественного поведения (пример взрослых, других детей, показ действий, и косвенные методы – создавала ситуации, которые заставляют ребенка думать, как правильно поступить, самостоятельно выходить из создавшейся ситуации. Начиная с младшей группы я часто использовала в работе с детьми дидактические игры и игровые ситуации, в которых ребенок мог на практике применить полученные из книги или потешки знания. Используя их ребенок приобретает умения и навыки. Вместе с тем показывала детям настольный театр, проводила игры – драматизации, развлечения, рассматривали иллюстрации разной тематики. А досуги «Бабушкины сказки» помог детям встретиться с героями любимых народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка».В каждом мероприятии обязательно присутствовали чтение или рассказывание художественной литературы, чтение детьми знакомых потешек, прибауток, стихов. Такой подход оказывает большое влияние на развитие творческих интеллектуальных способностей, расширяет нравственный мир детей, создавая возможность ребенку побывать в образе героя любимого произведения, самому почувствовать где зло, где добро радоваться за персонажи, их успех, печалиться за неудачу.
Если деятельность детей будет организована в увлекательной форме и эмоционально насыщена, она обязательно оставит в душе ребенка след, создаст атмосферу теплоты, общей заинтересованности совместной коллективной деятельностью, а значит и предрасположит детей к проявлению положительных нравственно – окрашенных взаимоотношений.
В более старшем возрасте значительное внимание уделяется морально – этическим беседам по прочитанным произведениям, так как старшие дошкольники уже имеют свое суждение, могут мотивировать поступки героев книг, соотносить содержание литературных произведений с поведением своим и товарищей. У старших детей активизируется самостоятельная работа с книгой в зоне художественной литературы.
Дети охотно организуют творческую самостоятельную деятельность: игры – драматизации, показ настольных, пальчиковых и кукольных театров, сюжетно – ролевые игры на сюжеты литературных произведений с использованием стихов, песен, пословиц, рисуют полюбившиеся персонажи.
Во всех произведениях, рекомендованных «Программой» четко выделены нравственные идеи, утверждение правил и норм поведения, представление о дружбе и взаимовыручке, отрицательное отношение к эгоизму, грубости, несправедливости. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстро развивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении, доброго с плохим, злым, формируются нравственные чувства ребенка.
Использование художественного слова при наблюдении за живыми и неживыми объектами на прогулке пробуждают у детей уважительное, заботливое отношение, желание охранять все прекрасное.
Летом проводились частые наблюдения за гнездом пеночки, а затем и за птенцами, как заботливо она выкармливала птенцов. Осенью наблюдали с детьми за косяком улетающих в теплые края гусей, уток.
В зимний период вывешивали с детьми кормушки, ежедневно пополняя их хлебными крошками, просом, семечками. Во всех случаях наблюдения я сопровождала чтением стихов или потешек. Таким образом, наблюдения с использованием художественного слова позволяют соприкоснуться с действительностью, вызывают эстетические чувства к миру природы и человеку в ней, пробуждают в душе ребенка нравственные идеи, ответственность за сохранение всего живого, способствуют осознанию взаимосвязи всех компонентов природы, закреплению навыков экологически грамотного поведения.
Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознаны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, например, сказка «Теремок», «Репка», помощь и взаимопонимание, отзывчивость, доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребенка является и положительнее эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
Планомерная, систематическая работа положительно повлияла на развитие познавательных способностей детей, на формирование нравственных качеств их характера.