Приложение МААМ

Математическое развитие детей раннего возраста

Оксана Крушинская
Математическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Математическое развитие в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития. То есть представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов (некоторых особенностей формы, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве и др.)

Публикация «Математическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.

И я, как воспитатель, должна помочь детям овладеть эталонной системой величин, форм, количеств, расстояний, ориентировки в пространстве и др., так как усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

В работе по математическому развитию детей раннего возраста мной были поставлены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду по математическому развитию детей раннего возраста.

2. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам математического развития детей раннего возраста.

Все вышесказанное побудило меня разработать и изготовить дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Дидактические игры с детьми от 2-х до 3-х лет направлены на восприятие формы, величины, количества предметов, ориентировки в пространстве.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила несколько дидактических игр по восприятию формы, величины, количества предметов.

Также положительных результатов в своей работе я добилась, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями по математическому развитию детей раннего возраста. Были изготовлены консультации, папки-ширмы, памятки, буклеты по математическому развитию. На родительском собрании было рассказано об особенностях математического развития детей раннего возраста, о результатах педагогической диагностики, разработанной К. Л. Печорой, которая дает возможность прослеживания динамики изменений в развитии ребенка. Общение в ходе собрания также позволило родителям разобраться в сути математического образования ребенка раннего возраста. При этом в процессе дискуссии мы развеяли миф о «раннем развитии», которое сводится к обучению чуть ли не с рождения цифрам, счёту. Был сделан вывод о том, что ребенок в раннем детстве должен пройти все этапы развития естественным путем, не ускоряя и не тормозя их. Кроме этого, на собрании была показана родителям презентация электронного образовательного ресурса по математическому развитию, где было предложено им скачать материал на флеш-карты для закрепления навыков дома.

Родители правильно воспринимали все рекомендации, что помогло мне в работе.

Проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по математическому развитию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы формирования элементарных математических представлений. В связи со сказанным становится очевидным, что создавая условия для математического развития, решается не только задача своевременного развития ребенка, но и реализуется одно из основных направлений Концепции математического развития в РФ.

Дидактические игры

«Зайчики играют на полянке»

Цель: Развивать у детей умение формировать группы однородных предметов, учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: Панно, 5 зайчиков, 5 морковок.

Описание: Воспитатель показывает панно с прикрепленными к нему зайчиками и спрашивает: «Кто это? (Зайчики. Вместе с ребенком повторяет слово зайчики.) Сколько зайчиков?» (Много.)

Воспитатель предлагает ребенку поиграть с зайчиками. Ребенок вместе с воспитателем отцепляет от панно по одному зайчику. Воспитатель уточняет, сколько ребенок взял зайчиков (Одного.). Далее ребенок отцепляет от панно всех остальных зайчиков.

Затем педагог предлагает прикрепить к панно зайчиков и сопровождает действия ребенка словами: «Вот зайчик, вот еще зайчик, еще зайчик…» Затем уточняет: «Много зайчиков». (Жестом указывает на зайчиков.) Ребенок вместе с воспитателем повторяет: «Много».

Воспитатель акцентирует внимание на количестве зайчиков: «Вот как много зайчиков!» И спрашивает: «Сколько зайчиков?» Затем обобщает ответ ребенка: «Да, зайчиков много».

Воспитатель показывает своего зайчика и уточняет: «У меня один зайчик». Ребенок повторяет: «Один зайчик». Воспитатель тоже прикрепляет его к панно и говорит: «На полянке много зайчиков».

Далее воспитатель предлагает ребенку угостить зайчиков морковками и

повторяет аналогичные действия с морковками.

«Расставляем матрешек»

Цель: Формировать у детей умение раскладывать однородные предметы разной величины от большего к меньшему (в пределах 5 размеров).

Оборудование: Панно, 5 матрешек разной величины.

Описание: Воспитатель показывает ребенку 5 матрешек разной величины и панно, на котором пришита дорожка, затем предлагает рассмотреть их, обращает внимание на величину матрешек.

Воспитатель заостряет внимание на том, что матрешки разные. Взяв маленькую матрешку, показывает ее ребенку и поясняет, что она маленькая (кладет ее внизу панно справа). Затем берет побольше матрешку, снова показывает ее ребенку и объясняет, что она побольше (кладет ее рядом с первой, справа от нее). Постепенно демонстрирует каждую последующую матрешку, которая чуть больше предыдущей, сопровождая показ словами: большая матрешка, вот какая. И т. д.

На столе все матрешки раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от панно. Затем в соответствующем порядке прикрепляются к панно на дорожку. Педагог поясняет: «Вот самая большая матрешка, вот поменьше, еще меньше, а это еще меньше, а вот самая маленькая».

Затем педагог отцепляет от панно матрешек, перемешивает их и просит ребенка расставить на дорожке матрешек по возрастающей величине. Ребенок приступает к самостоятельному раскладыванию матрешек на дорожку панно. Воспитатель обращает внимание на их величину, может показать место, куда надо прикрепить матрешку. Воспитатель предлагает ребенку посмотреть, как много матрешек и как красиво они выстроились в ряд: вначале стоит самая большая (показывает жестом на матрешку соответствующего размера, затем поменьше, еще меньше, еще меньше и наконец, самая маленькая. Ребенок вслед за взрослым указывает размер матрешек.

«Яблоки для ежика»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой - маленький, учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: панно с пришитым ёжиком, 1 большое яблоко, 4 маленьких яблок.

Описание: Педагог показывает ребенку панно с ёжиком и яблоки (1 большое, 4 маленьких, предлагает рассмотреть яблоки, обращает внимание на величину яблок и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большое яблоко к ё жику и уточняет его величину и количество: «Это большое яблоко, оно одно». Затем прикрепляет 4 маленьких яблок к ё жику и уточняет их величину и количество: «Это маленькие яблоки, их много». Далее воспитатель отцепляет от ёжика все яблоки и предлагает ребенку взять большое яблоко и прикрепить к ёжику. После выполнения задания уточняет: «Какое яблоко прикрепил: большое или маленькое?» (Большое.) То же задание выполняется с маленькими яблоками. Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших яблок прикрепил к ёжику?» (Одно.) «А сколько маленьких яблок прикрепил к ёжику?» (Много.)

«Дорожки для гусениц»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (длина).

Оборудование: панно с пришитыми дорожками разной длины (длинная и короткая, короткая гусеница, длинная гусеница.

Описание: Педагог показывает ребенку панно с дорожками разной длины (длинную и короткую, короткую и длинную гусеницу, предлагает рассмотреть гусениц и дорожки, обращает внимание на длину гусениц и дорожек (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет длинную гусеницу к длинной дорожке и уточняет их длину: «Это длинная гусеница, она пойдет по длинной дорожке». Далее воспитатель прикрепляет короткую гусеницу к короткой дорожке и уточняет их длину: «Это короткая гусеница, она пойдет по короткой дорожке». Воспитатель отцепляет от дорожек гусеницы и предлагает ребенку взять короткую гусеницу и прикрепить к короткой дорожке. После выполнения задания уточняет: «Какую гусеницу прикрепил к короткой дорожке: длинную или короткую?» (Короткую.) То же задание выполняется с длинной гусеницей и длинной дорожкой.

«Цветные фигуры»

Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Оборудование: панно, фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Описание: Педагог показывает ребенку панно и фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет круг к панно и уточняет: «Это круг», прикрепляет квадрат к панно и уточняет: «Это квадрат», прикрепляет треугольник к панно и уточняет: «Это треугольник», прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник», прикрепляет овал к панно и уточняет: «Это овал». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку взять квадрат и прикрепить к панно. После выполнения задания уточняет: «Какую фигуру прикрепил к панно: квадрат или прямоугольник?» (Квадрат.) То же задание выполняется с кругом, овалом, треугольником и прямоугольником.

«Собери паровозик»

Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: панно, фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Описание: Педагог показывает ребенку панно и фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает). Затем воспитатель из фигур собирает паровозик: сначала прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник, он находится в середине панно», вверху прямоугольника прикрепляет к панно квадрат и треугольник и уточняет: «Это квадрат, а это треугольник, они находятся вверху прямоугольника», внизу прямоугольника прикрепляет к панно 3 круга и уточняет: «Это круги, они находятся внизу прямоугольника», впереди прямоугольника прикрепляет к панно овал и уточняет: «Это овал, он находится впереди прямоугольника». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку собрать паровозик. В процессе игры уточняет у ребенка: «Какую фигуру взял, куда ее прикрепишь?».

«Цветы на полянке»

Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой - маленький, учить различать количество предметов: много – один.

Оборудование: панно (полянка, 1 большой цветок, 4 маленьких цветка.

Описание: Педагог показывает ребенку панно (полянка,1 большой цветок, 4 маленьких цветка, предлагает рассмотреть цветы, обращает внимание на величину цветов и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большой цветок к панно (полянке) и уточняет его величину и количество: «Это большой цветок, он один». Затем прикрепляет 4 маленьких цветка к панно (полянке) и уточняет их величину и количество: «Это маленькие цветы, их много». Далее воспитатель отцепляет от панно (полянки) все цветы и предлагает ребенку взять большой цветок и прикрепить к панно (полянке). После выполнения задания уточняет: «Какой цветок прикрепил: большой или маленький?» (Большой.) То же задание выполняется с маленькими цветами. Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших цветов прикрепил на полянку?» (Один.) «А сколько маленьких цветов прикрепил на полянку?» (Много.)

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическое развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 26 января 2020 в 19:26
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математическое развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Крушинская (УИ 198558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД