Оксана Крушинская
Математическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие в раннем возрасте рассматривается в рамках сенсорного развития. То есть представляет собой формирование у детей сенсорных эталонов (некоторых особенностей формы, величины предметов, количества, расстояний, ориентировки в пространстве и др.)
Публикация «Математическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, логическое мышление, влияет на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
А для того, чтобы материал быстрее усваивался, повышался интерес к восприятию познавательного материала, развивалась память, внимание, необходимо использовать дидактические игры. Дидактические игры позволяют детям применить наглядность материала, что очень важно для раннего возраста.
И я, как воспитатель, должна помочь детям овладеть эталонной системой величин, форм, количеств, расстояний, ориентировки в пространстве и др., так как усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
В работе по математическому развитию детей раннего возраста мной были поставлены следующие задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду по математическому развитию детей раннего возраста.
2. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам математического развития детей раннего возраста.
Все вышесказанное побудило меня разработать и изготовить дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Дидактические игры с детьми от 2-х до 3-х лет направлены на восприятие формы, величины, количества предметов, ориентировки в пространстве.
Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила несколько дидактических игр по восприятию формы, величины, количества предметов.
Также положительных результатов в своей работе я добилась, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями по математическому развитию детей раннего возраста. Были изготовлены консультации, папки-ширмы, памятки, буклеты по математическому развитию. На родительском собрании было рассказано об особенностях математического развития детей раннего возраста, о результатах педагогической диагностики, разработанной К. Л. Печорой, которая дает возможность прослеживания динамики изменений в развитии ребенка. Общение в ходе собрания также позволило родителям разобраться в сути математического образования ребенка раннего возраста. При этом в процессе дискуссии мы развеяли миф о «раннем развитии», которое сводится к обучению чуть ли не с рождения цифрам, счёту. Был сделан вывод о том, что ребенок в раннем детстве должен пройти все этапы развития естественным путем, не ускоряя и не тормозя их. Кроме этого, на собрании была показана родителям презентация электронного образовательного ресурса по математическому развитию, где было предложено им скачать материал на флеш-карты для закрепления навыков дома.
Родители правильно воспринимали все рекомендации, что помогло мне в работе.
Проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по математическому развитию показывает, что дети успешно овладевают знаниями и умениями программы формирования элементарных математических представлений. В связи со сказанным становится очевидным, что создавая условия для математического развития, решается не только задача своевременного развития ребенка, но и реализуется одно из основных направлений Концепции математического развития в РФ.
Дидактические игры
«Зайчики играют на полянке»
Цель: Развивать у детей умение формировать группы однородных предметов, учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: Панно, 5 зайчиков, 5 морковок.
Описание: Воспитатель показывает панно с прикрепленными к нему зайчиками и спрашивает: «Кто это? (Зайчики. Вместе с ребенком повторяет слово зайчики.) Сколько зайчиков?» (Много.)
Воспитатель предлагает ребенку поиграть с зайчиками. Ребенок вместе с воспитателем отцепляет от панно по одному зайчику. Воспитатель уточняет, сколько ребенок взял зайчиков (Одного.). Далее ребенок отцепляет от панно всех остальных зайчиков.
Затем педагог предлагает прикрепить к панно зайчиков и сопровождает действия ребенка словами: «Вот зайчик, вот еще зайчик, еще зайчик…» Затем уточняет: «Много зайчиков». (Жестом указывает на зайчиков.) Ребенок вместе с воспитателем повторяет: «Много».
Воспитатель акцентирует внимание на количестве зайчиков: «Вот как много зайчиков!» И спрашивает: «Сколько зайчиков?» Затем обобщает ответ ребенка: «Да, зайчиков много».
Воспитатель показывает своего зайчика и уточняет: «У меня один зайчик». Ребенок повторяет: «Один зайчик». Воспитатель тоже прикрепляет его к панно и говорит: «На полянке много зайчиков».
Далее воспитатель предлагает ребенку угостить зайчиков морковками и
повторяет аналогичные действия с морковками.
«Расставляем матрешек»
Цель: Формировать у детей умение раскладывать однородные предметы разной величины от большего к меньшему (в пределах 5 размеров).
Оборудование: Панно, 5 матрешек разной величины.
Описание: Воспитатель показывает ребенку 5 матрешек разной величины и панно, на котором пришита дорожка, затем предлагает рассмотреть их, обращает внимание на величину матрешек.
Воспитатель заостряет внимание на том, что матрешки разные. Взяв маленькую матрешку, показывает ее ребенку и поясняет, что она маленькая (кладет ее внизу панно справа). Затем берет побольше матрешку, снова показывает ее ребенку и объясняет, что она побольше (кладет ее рядом с первой, справа от нее). Постепенно демонстрирует каждую последующую матрешку, которая чуть больше предыдущей, сопровождая показ словами: большая матрешка, вот какая. И т. д.
На столе все матрешки раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от панно. Затем в соответствующем порядке прикрепляются к панно на дорожку. Педагог поясняет: «Вот самая большая матрешка, вот поменьше, еще меньше, а это еще меньше, а вот самая маленькая».
Затем педагог отцепляет от панно матрешек, перемешивает их и просит ребенка расставить на дорожке матрешек по возрастающей величине. Ребенок приступает к самостоятельному раскладыванию матрешек на дорожку панно. Воспитатель обращает внимание на их величину, может показать место, куда надо прикрепить матрешку. Воспитатель предлагает ребенку посмотреть, как много матрешек и как красиво они выстроились в ряд: вначале стоит самая большая (показывает жестом на матрешку соответствующего размера, затем поменьше, еще меньше, еще меньше и наконец, самая маленькая. Ребенок вслед за взрослым указывает размер матрешек.
«Яблоки для ежика»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой - маленький, учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: панно с пришитым ёжиком, 1 большое яблоко, 4 маленьких яблок.
Описание: Педагог показывает ребенку панно с ёжиком и яблоки (1 большое, 4 маленьких, предлагает рассмотреть яблоки, обращает внимание на величину яблок и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большое яблоко к ё жику и уточняет его величину и количество: «Это большое яблоко, оно одно». Затем прикрепляет 4 маленьких яблок к ё жику и уточняет их величину и количество: «Это маленькие яблоки, их много». Далее воспитатель отцепляет от ёжика все яблоки и предлагает ребенку взять большое яблоко и прикрепить к ёжику. После выполнения задания уточняет: «Какое яблоко прикрепил: большое или маленькое?» (Большое.) То же задание выполняется с маленькими яблоками. Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших яблок прикрепил к ёжику?» (Одно.) «А сколько маленьких яблок прикрепил к ёжику?» (Много.)
«Дорожки для гусениц»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (длина).
Оборудование: панно с пришитыми дорожками разной длины (длинная и короткая, короткая гусеница, длинная гусеница.
Описание: Педагог показывает ребенку панно с дорожками разной длины (длинную и короткую, короткую и длинную гусеницу, предлагает рассмотреть гусениц и дорожки, обращает внимание на длину гусениц и дорожек (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет длинную гусеницу к длинной дорожке и уточняет их длину: «Это длинная гусеница, она пойдет по длинной дорожке». Далее воспитатель прикрепляет короткую гусеницу к короткой дорожке и уточняет их длину: «Это короткая гусеница, она пойдет по короткой дорожке». Воспитатель отцепляет от дорожек гусеницы и предлагает ребенку взять короткую гусеницу и прикрепить к короткой дорожке. После выполнения задания уточняет: «Какую гусеницу прикрепил к короткой дорожке: длинную или короткую?» (Короткую.) То же задание выполняется с длинной гусеницей и длинной дорожкой.
«Цветные фигуры»
Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Оборудование: панно, фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Описание: Педагог показывает ребенку панно и фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет круг к панно и уточняет: «Это круг», прикрепляет квадрат к панно и уточняет: «Это квадрат», прикрепляет треугольник к панно и уточняет: «Это треугольник», прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник», прикрепляет овал к панно и уточняет: «Это овал». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку взять квадрат и прикрепить к панно. После выполнения задания уточняет: «Какую фигуру прикрепил к панно: квадрат или прямоугольник?» (Квадрат.) То же задание выполняется с кругом, овалом, треугольником и прямоугольником.
«Собери паровозик»
Цель: формировать у детей представление о форме, учить различать предметы по форме и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: панно, фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Описание: Педагог показывает ребенку панно и фигуры: 3 круга, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предлагает рассмотреть фигуры, обращает внимание на то, что фигуры разные (называет и показывает). Затем воспитатель из фигур собирает паровозик: сначала прикрепляет прямоугольник к панно и уточняет: «Это прямоугольник, он находится в середине панно», вверху прямоугольника прикрепляет к панно квадрат и треугольник и уточняет: «Это квадрат, а это треугольник, они находятся вверху прямоугольника», внизу прямоугольника прикрепляет к панно 3 круга и уточняет: «Это круги, они находятся внизу прямоугольника», впереди прямоугольника прикрепляет к панно овал и уточняет: «Это овал, он находится впереди прямоугольника». Далее воспитатель отцепляет от панно фигуры и предлагает ребенку собрать паровозик. В процессе игры уточняет у ребенка: «Какую фигуру взял, куда ее прикрепишь?».
«Цветы на полянке»
Цель: формировать у детей представление о величине, учить различать предметы по величине (большой - маленький, учить различать количество предметов: много – один.
Оборудование: панно (полянка, 1 большой цветок, 4 маленьких цветка.
Описание: Педагог показывает ребенку панно (полянка,1 большой цветок, 4 маленьких цветка, предлагает рассмотреть цветы, обращает внимание на величину цветов и на количество (называет и показывает). Затем воспитатель прикрепляет большой цветок к панно (полянке) и уточняет его величину и количество: «Это большой цветок, он один». Затем прикрепляет 4 маленьких цветка к панно (полянке) и уточняет их величину и количество: «Это маленькие цветы, их много». Далее воспитатель отцепляет от панно (полянки) все цветы и предлагает ребенку взять большой цветок и прикрепить к панно (полянке). После выполнения задания уточняет: «Какой цветок прикрепил: большой или маленький?» (Большой.) То же задание выполняется с маленькими цветами. Затем педагог уточняет у ребенка: «Сколько больших цветов прикрепил на полянку?» (Один.) «А сколько маленьких цветов прикрепил на полянку?» (Много.)