ИНДИРА ЦАЛЛАГОВА
Мастер-класc «Экологическое воспитание средствами игровой деятельности в младших группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредствам играм экологического содержания.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры младших дошкольников;
Публикация «Мастер-класc „Экологическое воспитание средствами игровой деятельности в младших группах“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
-способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно-эмоционального отношения к игровой экологической деятельности;
- активизировать воспитателей по вопросам экологического воспитания дошкольников посредством игр.
Актуальность:
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения (не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Цель моей работы: воспитание экологической культуры у детей младшего возраста, формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам через игровую деятельность. • Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы.
• направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
• воспитывать экологическое сознание, нравственное на гуманное отношение к миру природы.
• формировать у детей экологические знания, культурное отношение к природе.
Игры по экологии направлены на уточнение, закрепление, расширение знаний о предметах и явления природы, животного и растительного мира. В таких играх используются листья, плоды декоративных деревьев, овощи, фрукты и т. д. Они используются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конкретизируют познания детей о свойствах и качествах объектов природы.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача.
Игру проводит воспитатель : объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой : следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.
Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делать такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.
Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специального оснащения, условий. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.
1. Основной этап: Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.
Игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм.
Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность.
Игры использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, наблюдениях и в свободное время. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Для себя считаю, роль педагога состоит и в том, чтобы в игре :
- продолжать обучение;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- расширять представления об окружающей природе;
- способствовать дальнейшему развитию коммуникативных навыков.
В своей работе по экологическому воспитанию я использую разнообразные игры на экологическую тему. Конечно вы все наверняка ими пользуетесь в своей работе с детьми и на более интересных играх, которые я использую в своей практике я хотела бы остановиться.
Ход мастер класса
Сейчас я предлагаю выйти и принять участие в моем мастер-классе.
Мне нужно 5-6 человек. Я хочу, чтобы вы опять окунулись в мир детства и побыли немного детьми, вместе со мной поиграть и поучаствовать в разных играх, помогать друг и другу
1 «Солнышко и дождик»
В:Какая хорошая погода! Когда светит солнышко, на земле всё растё т: и трава, и деревья, и цветы, и вы, ребята, тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы пришли в детский сад, а какими стали.
_ Ребята давайте поиграем в интересную игру. которая называется "солнышко и дождик". Объясняю правило. Когда я говорю слова"Солнышко светит"-ребятки все бегают, прыгают, радуются солнышку под веселую музыку.
Как только я говорю слова:"Дождик идет!"-ребятки присаживаются и скрещивают руки над головой в виде домика.
-Смотрит солнышко в окошко,
"А теперь побегаем! дети разбегаются в разные стороны.
Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!"
Все присаживаются и делают домики.
воспитатель-"солнышко светит" Выходите погулять! Можно побегать, поплясать, пока не скажу снова"Дождик начинается"
подведение итогов:
Вам понравилась игра? А как она называется? Что мы в этой игре делали?
2. Д/И «У Медведя во бору»
3. Игра-Эксперимент с камушками и шишками.
Я для вас приготовила камушки и шишки. Возьмите камушки в ручки, потрогайте их. Какие камушки на ощупь? Гладкие, твёрдые, тяжёлые.
Давайте поиграем с ними. Потихонечку бросим камушки в воду.
Что произошло с ними? Утонули.
А теперь давайте возьмём в руки шишки потрогайте их. Какие они? Колючие, лёгкие. А теперь тихонечко бросим их в воду. Что произошло с шишками? Плавают!
4. А сейчас давайте еще поиграем.
Цель: развитие познавательного интереса.
Проводиться игра "Угадай, чьи уши ". На проекторе поочередно показываются картинки с изображением ушей и дети угадывают, кому они принадлежат. (Лисы, зайки, медведя, белочки, волка)
Молодцы.
4. А теперь ребята давайте все встанем в круг и поиграем в игру "Вершки- корешки". Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле- то кисти опускают вниз.
5. Физкультминутка.
Под музыку выполняются движения.
Надеюсь ребята вы отдохнули немного. Давайте сядем на стульчики и будем дальше играть.
Далее проводится игра "Когда это бывает?". Детям раздаю цветные карточки: зима- белые, зеленые- весна, красные- лето, желтые- осень)
А сейчас отгадайте, когда это бывает.
Дел у меня немало, я белым одеялом, всю землю убираю, белю поля, дома. Зовут меня. (зима)
Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи, в свой улей- пчела, первый мед принесла Кто скажет, кто знает когда это бывает? (весна)
Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет кто знает, когда это бывает? (осень)
2. А сейчас я предлагаю отправиться с вами в лес и угадать, чьи голоса мы сейчас услышим. Проводиться игра "Угадай по голосу" (развитие слухового внимания) Дети угадывают голос животного по фонограмме.
Молодцы ребята, все угадали.
6. Далее проводится игра "Когда это бывает?". Детям раздаю цветные карточки: зима- белые, зеленые- весна, красные- лето, желтые- осень)
А сейчас отгадайте, когда это бывает.
Дел у меня немало, я белым одеялом, всю землю убираю, белю поля, дома. Зовут меня. (зима)
Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи, в свой улей- пчела, первый мед принесла Кто скажет, кто знает когда это бывает? (весна)
Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет кто знает, когда это бывает? (осень)
Уважаемые коллеги! Большое спасибо за участие в мастер- классе.
Надеюсь вам понравилось.
Игра- это путь детей к познанию мира.
Игра помогает закрепить представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Детей не нужно учить играть, они играют спонтанно и охотно.