Елена Милостная
Мастер-класса «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть) :
Публикация «Мастер-класса „Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира“» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, она настроена на познание окружающего мира. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)
Опыт №1.
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Продолжаю сказку.
Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?
(Предположения педагогов.)
Соленая вода имеет еще большую плотность и сейчас мы это увидим в следующем опыте.
Опыт №2
Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.
Сказка продолжается.
Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Какие это были цветы? (кувшинки). Почему это происходит? (Предположения педагогов.)
Опыт № 3.
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки наводу, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 4
Утенок качаясь на лодочке, не заметил, как обранил булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие.
Итог:
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или подтактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание! /
Отзыв
Наименование мероприятия: районное методическое объединение для молодых специалистов
Место проведения мероприятия: МБДОУ ДСКВ № 34г. Ейска МО Ейский район
Дата проведения: 21.03.2018 год
Тема выступления: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
Ф. И. О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 1 ст-цы Копанской МО Ейский район МО Ейский район
Форма проведения и вид: мастер – класс
Данный материал актуален, так как детское экспериментирование на сегодняшний день занимает важную роль в развитии личности дошкольника. Когда ребенок занимается данным видом деятельности у него развиваются мыслительные, наблюдательные и познавательные интересы. Ребенок учиться анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Дошколенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Его радует даже самое маленькое открытие.
Елена Витальевна представила нашему вниманию мастер – класс «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира», где использовала современные технологии: экспериментирование, исследовательскую деятельность, проектирование, моделирование, ИКТ. Тема очень доступна, раскрыта в полном объеме и подтвердилась практическими опытами, которые были очень интересны для аудитории. Елена Витальевна использовала игровой прием: сказка «Путешествие Утенка, или мир за забором птичьего двора» с представлением интересной презентации в виде сказки. По ходу сказки были представлены практические опыты с водой и магнитом. Опытно – экспериментальная деятельность требует от воспитателя грамотно планировать эту деятельность. Систематизировать материал в соответствии с выбранной темой, позволит постепенно знакомить детей с каким – то явлением, рассмотреть его с разных сторон.
Практическая значимость материала, заключается в том, что ребенок по своей природе – это исследователь. А когда это качество и скреплено еще дополнительными знаниями, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой имеет успешные результаты.
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим по теме поисковой деятельности и экспериментирования. Материалы систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.
Ф. И. О., должность, место работы составителя отзыва
___/___/
Отзыв
Наименование мероприятия: районное методическое объединение молодых специалистов
Место проведения мероприятия: МБДОУ ДСКВ № 34 г. Ейска МО Ейский район
Дата проведения: 20.03.2018год
Тема выступления: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
Ф. И. О педагога, должность, место работы: Милостная Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ ДСКВ №1 ст-цы Копанской МО Ейский район
Форма проведения и вид: мастер-класс
Данный материал актуален, так как опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, усваивает все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику.
Представленный Еленой Витальевной мастер-класс «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира» с использованием современных технологий: экспериментирование (опыты с водой, магнитом). Воспитатель рассказала о том, что именно экспериментирование дает ребенку почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы, какой-то степени, даже стать первооткрывателем. Елена Витальевна использовала игровой прием (сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора», с представлением яркой красочной презентации, которая оживила эту сказку.
Экспериментирование требует от воспитателя умение грамотно планировать эту деятельность. Отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблемой, составить серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход позволит постепенно знакомить детей с каким-то явлением, рассмотреть его с разных сторон.
Практическая значимость материала, заключатся в том, что ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно.
Представленные практические материалы систематизированы, признаны актуальными и рекомендованы для использования педагогами в работе ДОУ.
Ф. И. О., должность, место работы составителя отзыва ___/___/