Светлана Курбан
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников через элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников через элементарное музицирование».
Цель: Ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей по средствам элементарного музицированияв рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыкальное развитие
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2024
-представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
-создать условия для обретения большинством педагогов своего собственногопрофессионального стиля, который позволил бы воспитанникамреализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т. Э. Тютюнникова.
Проблема развития музыкально-творческих способностей – одна из сложных в педагогике. Сейчас большое внимание уделяется развитию индивидуальности каждого ребенка.
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать».
Развитие творчества это довольно сложная тема. Сейчас на НОД вы увидели результат деятельности, которая прходила в течении трех лет с детьми данной группы. На мастер- классе мы хотим вам рассказать и показать часть тех игр и упражнений которые используются у нас в повседневной деятельности или как элемент на занятиях.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, нужно только помочь познать разнообразие этого мира. На наш взгляд хорошим помощником для педагога в этом деле является методика Т. Э. Тютюнниковой.
Звучащие жесты. «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т. д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
Игра «Назови ласково» (каждый по цепочке прохлопывает свое имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая хлопками)
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
Ритмическая игра «Добрый жук»
Будет звучать полька «Добрый жук». Вы, участники, будете выполнять на каждую фразу поочередно ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б) шлепок по коленям; в) притопы; г) поднятые вверх 2 руки «показать ушки жучка». Сейчас я вам покажу.
Пример: Встаньте дети, встаньте в круг, (хлопки)
Встаньте в круг, встаньте в круг (шлепки)
Жил на свете добрый жук, (притопы)
Старый добрый друг (2 руки вверх, ушки)
Давайте вместе со мной выполним. (говорят слова, выполняют движения) А теперь под музыку. Готовы? Начинаем сразу после вступления. (Выполняют под музыку «Добрый жук»)
Мы использовали звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. (участники садятся)
От звучащих жестов переходим к речевым играм со звучащими жестами
Речевые игры со звучащими жестами
Дождик.
1Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Хлопки)
Ты не капай дождик так. (шлепки)
Мы хотим идти гулять. (притоп)
Солнце выгляни опять. –(щелчки).
2Мелкий дождик моросит
Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)
В листьях сада шелестит
Кап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками)
Мокнет мячик у ворот,
Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова,
Вы научитесь читать их с чувтством, выражением,
Впереди у вас, друзья, море достижений.
3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель»,оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель. – треугольник
По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. – погремушка
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник. – барабан
Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка
И расцвел подснежник. - колокольчик
Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.
Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Логическое продолжение речевых игр со звучащими жестами это музицирование с инструментами. Одной из увлекательных форм музыкальных игр с шумовыми инструментами для дошкольников является рассказывание сказок- шумелок.
Приведем несколько примеров.
1 Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку
про лягушонка КВАК» :
Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по
пластинке металлофона 1 раз).
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель
(ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и
капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь
кончился, и опять выглянуло солнышко”.
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию
дождя.
Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба (глиссандо на ксилофоне снизу вверх, и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах»-голосом, да не простое (удар деревянными ложками, а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил – не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре).
Баба била, била – не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) – яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх).
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику) :
«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику, не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона, а простое (удар деревянными ложками)».
Вы так весело играли и немножечко устали!
Ну-ка, все встали в круг, за руки все взялись вдруг.
А теперь начнем вращаться, в педагогов превращаться!
И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Я надеюсь, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии творческих способностей ваших воспитанников. Спасибо за внимание
Рефлексия:
Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –
Мне понравилось.
Я научилась.
Я буду использовать в своей работе.