Зиля Кутлиярова
Мастер-класс «Занимательная бумагопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Передача опыта работы с бумагой на примере 3D модульного китайского оригами.
Задачи:
1. Обучение работе в технике 3D модульного китайского оригами, путём изготовления изделия «Стрекоза».
2. Развитие творчества и фантазии педагогов в процессе изготовления игрушек.
3. Воспитание аккуратности.
Материалы: цветные листы формата А4, ножницы, карандаш, линейка.
Предварительная работа: изготовление треугольных модулей для изделий, создание презентации.
Участники: педагоги, воспитатели детских садов, воспитанники.
Этапы проведения:
Публикация «Мастер-класс „Занимательная бумагопластика“» размещена в разделах
1. Подготовительный этап (изготовление модулей по схемам, подготовка компьютерной презентации).
2. Мастер-класс.
3. Демонстрация результата.
План проведения мастер-класса :
1. Актуализация (активизация деятельности).
2. Блок учебной информации. Основные элементы опыта.
3. О китайском модульном оригами.
4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас на своём мастер – классе, тема которого: «Занимательная бумагопластика».
Удивительный материал — бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе — потрясающей красоты объемные инсталляции.
Бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей бумажных скульптур.
Воспитатели углубили свои знания в технике декоративно-прикладного искусства, глубже познакомились с понятием "бумагопластика" и видами этой техники: 1. Простая аппликация; 2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика; 3. Объемная аппликация; 4. Торцевание; 5. Папье-маше; 6. Оригами; 7. Модульное оригами; 8. Киригами; 9. Квиллинг; 10. Айрис фолдинг; 11. Бумажная скульптура; 12. Кусудама.
Мне хочется прочитать стихотворение Натальи Урсу «Знакомьтесь, Оригами».
Если девчонке, а может мальчишке
Нравится вдруг необычная книжка,
Можно уверенно сразу сказать:
Этот ребёнок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное – вовремя сделать подсказку…
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, жёлтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всём белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы – бумажный кораблик,
Стоит лишь только подумать немножко,
Для вдохновенья глянуть в окошко,
Пересмотреть наш весёлый альбом
И догадаться, что будет потом…
В небо стремящихся жёлтеньких птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику «китайского оригами»!
Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:
- учит слушать устные инструкции;
- учит совершать последовательные действия;
- развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
- улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами;
- знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;
- развивает уверенность в своих силах и способностях;
- стимулирует развитие памяти;
- учит концентрировать внимание;
- развивает творческие способности и исследовательские навыки.
Оригами является поистине универсальным конструктором, поскольку всего из одной детали (листа или квадрата бумаги) можно сделать что угодно.
Сегодня мы с вами познакомимся с китайским модульным оригами.
Отдельная бумажная деталь называется в этом случае модулем от латинского слова modulus – такт, ритм, мера, модуль). Модули могут быть одинаковыми и разными.
Модульное оригами даёт много возможностей для творчества. Фигуры или композиции создают из маленьких модулей – свёрнутых кусочков бумаги. Для этого годятся даже старые журналы.
Модули вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию.
Этот вид оригами интересен в первую очередь тем, что модуль, из которого складываются фигурки, чрезвычайно прост и с ним прекрасно справляются даже 4-летние дети. Отдельный модуль можно сложить меньше, чем за минуту, очень легко запомнить последовательность складывания и затем многократно повторить.
Наибольшее распространение изделия в этой технике получили в Китае, Малайзии, Японии и Америке. А сейчас всё активнее завоёвывают весь мир. Думаю, что и вам понравится эта техника.
Для начала мы с Вами научимся делать то, без чего не получится ни одна фигура – сам модуль.
1. Согните и разогните, чтобы наметить линию середины. Поверните горой к себе.
2. Согните края к середине.
3. Переверните.
4. Сложите маленькие треугольники по намеченным линиям и поднимите края вверх.
5. Согните пополам.
Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.
Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия.
Процесс складывания фигурки из готовых модулей представляет собой увлекательную игру в бумажный конструктор, которую можно легко освоить и достаточно быстро начать фантазировать и собирать самостоятельные работы.
Но не только дети становятся поклонниками такого вида искусства, но и люди преклонного возраста. Интерес взрослых ничуть не ниже, чем интерес детей. Это увлечение прекрасно помогает восстановить душевное равновесие, интересно провести досуг, сблизить за увлекательным занятием детей и родителей.
Ну, а теперь мы приступаем к самому интересному – формированию изделия.
Прежде чем приступить к сложению, нужно представить себе какой будет будущая поделка. Я хочу предложить вам сложить стрекозу.
Для стрекозы понадобится всего 43 модуля.
Чтобы получилось крылышко мы кармашек одного модуля одеваем на уголок другого. Для крыльев возьмем 4 раза по 6 модулей.
Соберем туловище из 9-и модулей.
1 Ряд – 1 модуль
2 Ряд – 2 модуля
3 Ряд – 1 модуль
4 Ряд – 3 модуля
5 Ряд – 2 модуля
Для хвоста возьмем 8 модулей. Для усиков берём 2 модуля и подкручиваем их на карандаш или ручку.
Далее собираем стрекозу – надеваем крылья на модули-держатели, присоединяем хвост, вставляем усики в модули верхнего ряда.
Ах, какая стрекоза!
Только крылья да глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.
Над моею головой
Попорхала миг – другой
Нос чуть не задела.
В небо улетела.
Надеюсь, что было интересно и Вы будете использовать эту технику в оформлении своих групп.
Спасибо за внимание!