Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «За чистоту русского языка, или Давайте говорить правильно»

Любовь Махмутова
Мастер-класс для педагогов «За чистоту русского языка, или Давайте говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Заречное»

муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Мастер-класс на тему

«За чистоту русского языка,

или Давайте говорить правильно

Подготовил: учитель русского языка и литературы

Махмутова Любовь Станиславовна

- Добрый день, уважаемые коллеги!

-Совсем недавно натолкнулась на одно интересное видео в Интернете. Посмотрите, пожалуйста.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „За чистоту русского языка, или Давайте говорить правильно“» размещена в разделах

- Что можно сказать о речи депутата? (речь неграмотная, депутат употребляет неправильную форму слов, не в том месте ставит ударение)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о нормах русского языка).

В последнее время неправильная постановка ударения в словах является очень распространенной ошибкой.

Причем ошибаются не только люди в повседневном жизни, но и дикторы центрального телевидения, политики, чиновники, что уж говорить о ведущих разнообразных развлекательных ток – шоу.

Как вы считаете, почему это происходит? (ответ)

Конечно…но дело еще в том, что на русском языке очень трудно говорить безупречно. А сложность заключается не только в отсутствии определенных правил постановки ударения (оно разноместное, подвижное, но и в том, что нормы произношения постоянно изменяются.

Сейчас возможно 2 варианта: твОрог – творОг, договОр и в разговорной речи допустимо дОговор.

Поэтому ошибки допускают даже самые грамотные люди.

Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд.

1)добела

2)демократия

3)документ

4)жалюзи

5)мещанин

6)вероисповедание

7)мусоропровод

8)водопровод

- Произнесите про себя эти слова.

- Поднимаете, пожалуйста, руку те, кто засомневался в произношении хотя бы одного слова.

- Произношение какого слова вы хотели бы уточнить?

Слайд (все слова с проставленным ударением) произносятся 1 раз вслух.

- Итак, самое главное, необходимо исправлять ошибки, стремиться соблюдать логику языка и только тогда мы сможем бесконечно наслаждаться его красотой.

- Мы разобрали довольно сложные (с точки зрения постановки ударения) слова. И если мы неправильно их произнесем, то многие даже не заметят этого. Но ошибка ошибке рознь. Бывают ошибки серьезные. На первом месте «хит-парада» ошибок слова «звонИт» и красИвее.

- Приведу пример из собственной жизни. Недавно мне пришлось побывать на церемонии бракосочетания. Я услышала от юной девушки, ведущей церемонию, следующую фразу: «Уважаемые молодожены, скрепите ваш союз подписЯми» (недопустима ошибка).

Или, например, неделю назад, в магазине продавец задала такой вопрос:

«Вам на левую ногу туфлЮ принести?»

- Как быть в таком случае? Исправлять ошибки? Как вы считаете?

- Филологи однозначно говорят : «Да».

- Я поступила следующим образом: ответила ей так: «Да, девушка, принесите мне, пожалуйста, другую тУфлю».

- То есть ошибки нужно исправлять, но делать это нужно вежливо, тактично.

- Теперь давайте разберем слова, в которых часто допускаются ошибки:

Слайд:

1)Каталог

2)крЕмы

3)бАнты

4)тОрты

5)шарфы

6) завИдно (завИдую)

- Очень хорошо помогает запомнить слова правильное использование сложных слов в стихотворных произведениях

- Например, знание строчек из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина не позволит допустить ошибку сразу в 2-х словах:

…Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется;

Зубчатый; надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё…

- Итак, ритм будет подсказывать правильное ударение в каких словах?

(зубчАтый, кремЕнь)

- Послушайте следующее стихотворение:

Увезли забор и доски

Дом стоит на перекрёстке

Дом на солнце заблистал.

Украшает весь квартАл (А. Барто)

- Не правда ли, с помощью этих стихотворных примеров легче запомнить литературные нормы произношения?

- А теперь давайте сами попробуем составить «запоминалки». Предлагаю вам сочинить строчки, чтобы в них рифмовались слова:

1) Диалог

Каталог

( Ведут подруги диалог:

обсуждают каталог)

2) МелА

ДобелА

(С вечера метель мела

Мир калила добела)

3)МомЕнт

ДокумЕнт

(Вот начальник

Он в момент вам подпишет документ)

4) ПривезИ

Жалюзи

(Очень жарко. Привези нам для окон жалюзи)

5) вИдно

завИдно

(По тебе же сразу видно, Что тебе сейчас завидно)

6) Новый

оптОвый

(В горах открылся новый, возле рынка склад оптовый)

- А теперь я приглашаю вас принять участие в ролевой игре «Диктор».

Вам нужно прочитать предложение и, самое главное, правильно поставить ударение.

1. Мы позвоним вам завтра.

2. В Москве открылся новый завод по производству жалюзи.

3. Продукты перед новым годом мы рекомендуем приобретать на оптовой базе.

4. В Ульяновске был произведён косметический ремонт остановки «Путепровод»

5. Фирма пустила в тираж каталог своей новой продукции.

- И в заключение своего выступления мне хочется вспомнить высказывание, которое попалось мне на глаза в одной из социальных сетей:

«Есть три вещи, которые можно ненавидеть вечно: длинные очереди, час пик и неправильное ударение в слове «звонит»».

- И, конечно, необходимо помнить, что речь человека всегда служит яркой и безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.

- Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно»Лэпбук «Мы — грамотеи. Учимся говорить правильно» Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные дидактические игры, которые делаю сама.

Лэпбук «Учимся говорить правильно»Лэпбук «Учимся говорить правильно» Лэпбук «Учимся говорить правильно" – папка, в которой собраны игры по развитию речи для детей средней группы. Страница 1 Дидактическая.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «За чистоту русского языка, или Давайте говорить правильно»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 11:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «За чистоту русского языка, или Давайте говорить правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Махмутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД