Юлия Мамаева
Мастер-класс «Элементарное музицирование — музыка, речь, движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс : «Элементарное музицирование : музыка, речь, движение».
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие – озвучивание сказки (технология «Игры со звуком»).
Задачи: дать теоретическое представление об эффективности данной технологии, обучить приемам игры на практике.
Публикация «Мастер-класс „Элементарное музицирование — музыка, речь, движение“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Образовательные бласти: «Познавательная», «Коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Физическая».
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Еще в древней Греции сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевает ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Сегодня актуальность музыкального воспитания возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных, а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
Существуют современные методики и технологии в музыкальном воспитании дошкольников, которые можно использовать в своей деятельности с воспитанниками.
Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация под музыку
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Элементарное музицирование.
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:
1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Озвучивание стихотворений.
2. Игры со звуками (деревянными, металлическими, стеклянными и др.)
3. Речевое музицирование. Игры с инструментами (озвучивание сказок).
Звучащие жесты –это первый инструмент человека. Инструменты, которые всегда под рукой. Инструменты, которые позволяют нам организовать музицырование без присутствия, каких – либо музыкальных инструментов. Звучащие жесты – это игры со своим телом.
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Прошу желающих принять участие в мастер-классе.
Давайте познакомимся и поздороваемся.
«Представься по имени» (каждый по цепочке прохлопывает своё имя. Вся группа следом проговаривает это имя ласково, сопровождая шлепками по передней части бё дер:
Один. «Ка-тя» – (хлопки)
Все. «Ка-тень-ка (шлепки по коленям, и. т. д.
Игры со звучащими жестами:
«СНЕГ»
Как на горке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
И на ёлке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
А под снегом спит медведь
Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.
Тише, тише – не шуметь!
Произносят шёпотом, указательный палец к губам.
Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.
«ЗИМУШКА-ЗИМА» Т. БОРОВИК
Ах ты, Зимушка-зима,
Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была,
Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была,
Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела.
Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие,
Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие,
Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные,
Качание рук над головой
И метели дружные.
Моталочка через верх вправо-влево
Игры с голосом. Это использование в играх фонетемические звуки (фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.)
Лес ночной был полон звуков:
Кто- то выл – У-у,
А кто мяукал – Мяу-мяу.
Кто-то хрюкал, – Хрю-хрю,
Кто-то топал, – Топ-топ.
Кто-то крыльями захлопал, – Хлоп-хлоп.
Кто-то ухал, – Ух-ух,
И кричал – Ай-ай,
И глазищами вращал.
Ну, а кто-то тихо-тихо
Тонким голосом молчал!
ИГРА «РАНО УТРОМ»
Рано утром на рассвете
«Шу-шу-шу», «шу-шу-шу»
- потирают ладошками друг о друга.
То ли аист, то ли ветер
Пролетел среди берёз
Новость свежую принёс.
- глиссандо снизу вверх на звук «У», выполнить несколько раз.
И сейчас же слухи, слухи
Зазвенели словно мухи.
- произносить «З-з-з…», быстро меняя артикуляционное положение губ: «трубочка»-«улыбка».
Поднялся по лесу гул.
делать резкие выдохи на слог «гу», работая диафрагмой.
Тут зелёный лес вздохнул.
мягкий вдох через нос, активный выдох через рот:«хо!»(3р.)
И просыпалась роса.
короткие острые звуки «У» в разных диапазонах.
Зазвучали голоса.
пропеть звук «А-а-а…» на любой высоте.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ
Весенняя телеграмма (В. Суслов)
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук.
Телеграммы срочно шлет,
Туки-туки-тук.
Что весна уже идет,
Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг,
Туки-тук, туки-тук.
Что подснежники цветут,
Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук.
В жарких странах не бывал,
Тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному.
Свободное манипулирование музыкальными инструментами.
Я предлагаю вам озвучить сказку
СНЕЖНЫЙ ОРКЕСТР.
Летят, летят снежиночки:
Играют на треугольнике, металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Снежиночки – пушиночки:
Играют на ксилофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Их ветерок покружит,
Звучат «шуршунчики».
С метелью их подружит.
Поют, поют снежиночки:
Играют на колокольчиках и металлофоне.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь,дон-дон, дан-дан. Играют на треугольнике, колокольчиках.
Тут Дедушка Мороз Шлепками по коленям.
Динь-динь,дон-дон, дан-дан.
Их вдаль с собой унёс.
ЗИМА В ЛЕСУ
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА
Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ
И вот с неба стали падать снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН
Мышки грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)
В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ
Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ
ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,
КОРОБОЧКА/ ЛОЖКИ
Бубенчиком звенит
БУБЕНЦЫ?
Вдруг увидел дед – на дороге лиса лежит. "Вот будет моей старухе
воротник на шубу!” - сказал дед и бросил лису в сани, а сам пошёл впереди.
СКРИП СНЕГА?
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
КОРОБОЧКА, КОЛОКОЛЬЧИК
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
ТРЕУГОЛЬНИК? ТОН-БЛОК? РУБЕЛЬ?
Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАН
Приехал дед домой, глянул в сани, а там ни лисы, ни рыбки.
ЗАЯЦ В ЛЕСУ
Вышел однажды заяц из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
БУМАГА
Испугался заяц и бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
БАРАБАН (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ТКАНЬ
Побежал заяц из леса к речке
БАРАБАН (быстро)
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца – и скок в воду.
КСИЛОФОН
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
БАРАБАН (медленно)