Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст

Виктория Кудрявцева
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

1) Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

2) Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать понятие родителям о важности работы по развитию мелкой моторики и речи детей.

2. Сформировать понятие о значимости и взаимосвязи мелкой моторики рук и речи дошкольника.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — речь развиваем“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах

3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук и речи.

4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительная работа.

Памятки для родителей «Как развивать речь детей дома».

Пригласительные для родителей.

Использование презентации для родителей по теме.

Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник по развитию речи.

Фотопрезентация детских работ с использованием счетных палочек, сыпучих материалов (песок, крупа, фасоль, пуговиц и т. д.).

Секретная корзинка, свернутые трубочки папируса.

Подборка игр и наглядных пособий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Домашнее задание: Подумать и найти комплименты для хорошего дня и хорошего настроения и их применение в общении.

Выставка игр, представленных родителями, в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий или наглядных пособий.

Ход:

Звучит спокойная музыка. Родители рассматривают выставку игр, предложенных воспитателем и родителями (домашнее задание, представленных в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий, фотоальбомов, наглядных пособий и т. д.

В: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы выбрали время и пришли на наш мастер - класс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер - класс на тему развитие речи. Для начала я предлагаю всем встать в круг и поиграть в игру «Комплименты». Давайте возьмемся за руки, и скажем комплимент, рядом стоящему соседу, называя его по имени, например: «Здравствуйте, Мария, желаю вам доброго дня!».

- Здравствуйте, Татьяна, вы так приветливы и добры».

В: Как приятно, что мы знаем много приятных слов - комплиментов, и можем подарить их друг другу. В такую простую, но нужную игру, вы можете часто играть дома с семьей, а особенно со своим ребенком. Ведь такого рода игры учат вежливому общению, уважению, вниманию к окружающим людям. Такие слова - комплименты, ребенок может использовать в дни рождения, в дни семейных праздников, в гостях, да и просто, увидев красивое платье у девочки.

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. Очень важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас. Задумывались ли вы о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно и логично он выражает свои мысли. Беспокоит ли это вас сейчас?

В: Какой бы вы хотели слышать речь ребенка к моменту поступления в школу?

Р: Грамотной, понятной, осмысленной, выразительной, богатой.

В:Существует много игр и упражнений, которые формируют грамотное высказывание, логику, мышление. В такие игры можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на эти занятия времени, оно потом во много раз окупиться.

Давайте посмотрим вокруг себя, поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Например: вы увидели яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Можно даже устроить соревнование.

1) Игра «Подбери словечко».

Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, маленькое, блестящее, сочное, желтое, душистое, тяжелое, вымытое и т. д.

Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдет интереснее и веселее, если в нее будут играть все ваши члены семьи, или друзья вашего ребенка. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть, сравнить между собой. В этом поможет игра!

2) Игра «Сравни два яблока» -

одно яблоко желтое, а другое красное. Одно сладкое, другое - кислое, у одного коричневые семечки, у другого - белые, одно большое, другое - маленькое и т. д. Можно сравнивать и разные фрукты (яблоко и апельсин, лимон, банан).

3) Игра «Приготовим сок».

Какой сок получится: из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимоный, из апельсина - апельсиновый и т. д. Можно в эту игру играть наоборот : апельсиновый из чего? - из апельсина, вишневый из чего? - из вишни и т. д.

4) Игра «Чей хвост?»

Как называется хвост кошки? - кошачий, хвост собаки - собачий, хвост белки - беличий, хвост волка - волчий, хвост барсука - барсучий и т. д.

5) Игра «Чем закончилось».

Это даже не игра, а взаимодействие с ребенком. Например, смотрите мультфильм, и очень заинтересованы, чем этот мультфильм закончится, но вам нужно срочно отойти на кухню. Попросите своего ребенка досмотреть мультфильм до конца, а потом рассказать, чем он закончился. Ребенок досматривает и старается рассказать его грамотно, подробно. Вы его хвалите, благодарите. Малыш понимает, что он выполнил просьбу мамы и очень этим эмоционально доволен.

6) Игра «Вспомним сказку».

В: В каких сказках упоминаются яблоки? («Гуси – лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблоки», «Мешок яблок» и др.). Если ребенок вспомнил сказку и пересказал ее, то тут же за правильный ответ можно получить целое яблоко.

7) Игра «Скажи наоборот» (антонимы).

Эта игра полезна, она тренирует не только образное мышление, но и внимание. Кто знает, что такое антонимы? Это слова противоположного значения. Итак:

Темно - светло, медленно - быстро, уронил - поднял, холодный - горячий, мокрый - сухой, громкий - тихий, хвалить - ругать, холод - тепло, ночь - день, добрый - злой, кричать - молчать, скучно - весело, большой - маленький, плохо - хорошо, скучно - весело, друг - враг. редкий - частый и т. д.

8) «Слова - друзья» или слова синонимы.

В: Как можно сказать о печальном человеке? Печальный, а еще какой?

- грустный, не веселый, унылый, печальный и др.

В: Как можно по - другому сказать, это храбрый мальчик.

- смелый, бесстрашный, сильный, отважный …

Синонимы дети усваивают труднее, сложнее. Для усвоения необходимо как можно чаще использовать такие слова в нашей речи. Тем самым расширяя и пополняя словарный запас у детей.

9) Игра «Закончи слово».

В: Называем только первый слог, можно и два, в зависимости от сложности.

При…шел, сту…л, ум…ный, че…ловек, чело…век, шу…ба, кош…ка и др.

Скажите, вам нравится с мячиком играть? Вы его хорошо можете поймать? Скажите, какие бывают мячи? (гладкие, с шипами, ворсистые, шершавые). Какой у меня в руке мяч? (с шипами). Он такой колючий, и детям бывает сложно его поймать. Очень хорошо использовать такой мяч в играх с детьми. Развивается тактильное ощущения, моторику, внимание, ловкость.

10) Игра «Придумай слова с заданным звуком».

В: Вы задаете любой звук, и на этот звук придумываются слова.

Например: звук «З» - забор, «М» - молоко, «Ж» - жук, «А» - апельсин и др.

11) Игра «Шутки - минутки».

В: Читаем стихотворение, намерено изменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в слове и исправляет ее. Например:

«Тили - тили - тили - бом, загорелся кошкин ТОМ (дом)».

«За окошком зимний сад, там листочки в БОЧКАХ (почках) спят».

«Мальчишки радостный народ, коньками звучно режет МЕД (лед)».

Хочу отметить, что с детьми эти игры проходят весело, шумно, забавно. Они в восторге, смеются и радуются.

А сейчас мы поговорим о развитии мелкой моторики. «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

Мелкая моторика - это совокупность дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении действий, а также действий нервной, костной и мышечной системы, часто в сочетании со зрительной, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Способность ребенка правильно распределять мышление, усилие при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому, развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

К шести годам, а тем более к моменту поступления ребенка в школу, дети уже должны:

- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

- уметь штриховать предметы ровными, прямыми линиями, не выходя за контуры;

- ориентироваться в тетради в клетку, в линию;

- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

- уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки, является общей неготовностью большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. И если с речью не все в порядке, значит, наверняка есть проблемы с моторикой.

Существует очень много способов для развития мелкой моторики руки, в том числе огромное множество пальчиковых игр от простых до сложных. Мы остановимся на играх, которые должны выполнять дети старшего дошкольного возраста. Сегодня с вами мы вместе и попробуем их повторить.

• Упражнение «Коза» - вытянуть вперёд указательный

палец и мизинец, средний и безымянный пальцы

прижаты большим пальцем к ладони.

• Упражнение «Три богатыря» - поднять вверх

указательный, средний, безымянный пальцы,

соединить вместе; большой палец удерживает

мизинец на ладони.

• Упражнение «Заяц» - вытянуть вверх средний

и указательный пальцы, мизинец и безымянный

палец прижать большим пальцем к ладони.

• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные

указательный, средний и безымянный пальцы,

• большой палец удерживает мизинец на ладони.

Также использую в своей работе игры на развитие кинетической основы движения руки.

Упражнение на сжимание - разжимание кистей (легкое, сильное, более активное).

«У меня две руки, пальчики, ладошки

Крепко кулачки сжимать, поучусь немножко».

Упражнение на сжимание - разжимание кулачков;

Упражнение - поочередное загибание пальцев, сначала на левой, а потом и на правой руке; затем одновременное их

сгибание и разгибание.

Упражнение - обе ладони лежат на столе, одна из ладоней сжимается в кулак, а другая лежит неподвижно;

поочередное сжимание и разжимание пальцев в

кулак, при этом пальцы прижаты друг к другу.

Упражнение - обе ладони сжаты в кулачки, большие пальцы

подняты вверх; выполняются круговые

движения большими пальцами.

Упражнение - «Мы компот сварить решили, фрукты, ягоды намыли

Все в кастрюлю положили, а потом водой залили.

Сахару чуть-чуть добавим, и варить на печку поставим».

Упражнение - «Пианино мне купили, стану я на нем играть,

И на клавиши цветные, буду плав

Упражнения с элементами массажа –

пиление тыльной стороны руки.

«Левую руку к столу прижимаю, правой рукой я ее растираю,

Движется быстро и точно рука, как будто в пилу превратилась она».

Для развития мелкой моторики детей в подготовительной группе предлагается катание грецких орехов, мячей - ежей и шариков «Су - Джок». Эти предметы можно катать между ладоней, по столу, катать пальчиками. Очень интересны и многофункциональны занятия с пружиной, которая прилагается к шарику Су-Джок. Эти занятия оказывают хорошее массажное и стимулирующее действие на

кисти рук. Такими же свойствами обладают массажные упражнения с гранеными карандаш

Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, которые развивают не только мелкую моторику, но и глазомер (родители работают с заданиями).

Задание «Дорожки» - взять в руку карандаш

и посмотреть на лежащий перед тобой лист

бумаги. На нем есть дорожки. Провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Лес» - взять карандаш и посмотреть

на лежащий перед тобой лист бумаги с

рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Узоры по клеточкам» -

взять в руку карандаш и продолжи рисовать

узоры, старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Задание «Отражение фигур» - требует еще больше внимательности. Так как нужно нарисовать отображения фигуры с противоположной стороны.

Эти задания требуют от детей сосредоточенности,

развития слуха, восприятия, мышления, воображения,

глазомер, умение ориентироваться в пространстве и

элементарных графических навыков письма.

Также применяю в работе трафареты, контуры предметов,

соедини по точкам, дорисовка, лабиринты, штриховки и т. д

Использую для развития моторики и такие приемы: скатывание пальчиками салфеток, обрывание цветной бумаги и выкладывание из нее фигурок, картин, складывание фигур из цветной бумаги, ниткография, рисунки с точечным изображением, симметричное одновременное рисование двумя руками, игры с крупой, прищепками, пуговицами, разнообразного рода конструкторы. При использовании этих материалов дети выкладывают различные панно, композиции, фрески, объемные предметы.

Также можно успешно использовать театр теней. Показываем фигурки из пальцев, получая изображения птиц, животных и других персонажей, путем складывания пальцев, определенным образом. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма, успешно используем пальчиковый, настольный театры, где ребенок пальчиками имитирует движения. Поэтому предлагаю вам как можно чаще использовать это дома, совместно со всей семьей.

Подходит к концу наша встреча, и мы с вами подведем итог этому мастер - классу. Хочется узнать, была ли для вас полезна та или иная информация. Чтобы в этом убедиться, прошу ответить на вопросы: Что было интересно? Что полезного подчерпнули для себя и своего ребенка? Как бы вы дома стали заниматься со своим ребенком? Для этого предлагаю взять из секретной корзинки свернутые трубочки папируса, прочитать написанное в нем предложение, и закончить его по своему усмотрению.

Например: «Я сегодня удивилась….», «Я почувствовала, что…», «Было интересно в игре…», «Я понял, что…», «Мне захотелось…», «Было трудно…», Теперь я могу…».

В заключение хочу предложить несколько практических занятий для работы со своими детьми и подарить памятки по развитию речи и развитию мелкой моторики. Думаю, что каждый из вас понимает, что правильная, грамотная, логически построенная речь, это путь к выражению своих идей, мыслей и умению общаться в обществе детей и взрослых. Но для этого, сами родители должны говорить правильно, т. е. быть примером, прежде всего, для своего ребенка. Всех благодарю за участие. До свидания!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по рисованию «Чудесные розы». Старший дошкольный возрастДетский мастер-класс по рисованию «Чудесные розы». Старший дошкольный возраст Посвящается фестивалю роз на маам. ру! Цели: создать условие для развития творческих способностей в рисовании. Задачи: - научить, детей,.

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Учитель – логопед Шамова Л. А. Цель мастер-класса: Повышение профессиональной.

Консультация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей. «Играем пальчиками — развиваем речь» Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «Мы играем, мы играем — красивую речь развиваем» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО ГАРМОНИЧНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД. ПЕРВОЕ СЛОВО МАЛЫША - ЭТО ПОВОД ДЛЯ ВЕЛИКОЙ.

Консультация для родителей «Летом играем, речь развиваем» Слайд 1 Слайд 2 Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему.

Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем»Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем» Цель: Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики. Задачи: 1. Вызывать у.

Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст) МАДОУ ДСКВ «Югорка» МАСТЕР-КЛАСС (родителей совместно с детьми) «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет) Конспект.

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь»Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь» Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для развития речи ребенка. Задачи: 1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 10 июля 2019 в 10:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кудрявцева (УИ 1977478) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД