Виктория Кудрявцева
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.
2) Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать понятие родителям о важности работы по развитию мелкой моторики и речи детей.
2. Сформировать понятие о значимости и взаимосвязи мелкой моторики рук и речи дошкольника.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — речь развиваем“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук и речи.
4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Подготовительная работа.
Памятки для родителей «Как развивать речь детей дома».
Пригласительные для родителей.
Использование презентации для родителей по теме.
Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник по развитию речи.
Фотопрезентация детских работ с использованием счетных палочек, сыпучих материалов (песок, крупа, фасоль, пуговиц и т. д.).
Секретная корзинка, свернутые трубочки папируса.
Подборка игр и наглядных пособий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Домашнее задание: Подумать и найти комплименты для хорошего дня и хорошего настроения и их применение в общении.
Выставка игр, представленных родителями, в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий или наглядных пособий.
Ход:
Звучит спокойная музыка. Родители рассматривают выставку игр, предложенных воспитателем и родителями (домашнее задание, представленных в виде красочно оформленных книжек - малышек, буклетов, иллюстраций, фотографий, фотоальбомов, наглядных пособий и т. д.
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы выбрали время и пришли на наш мастер - класс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер - класс на тему развитие речи. Для начала я предлагаю всем встать в круг и поиграть в игру «Комплименты». Давайте возьмемся за руки, и скажем комплимент, рядом стоящему соседу, называя его по имени, например: «Здравствуйте, Мария, желаю вам доброго дня!».
- Здравствуйте, Татьяна, вы так приветливы и добры».
В: Как приятно, что мы знаем много приятных слов - комплиментов, и можем подарить их друг другу. В такую простую, но нужную игру, вы можете часто играть дома с семьей, а особенно со своим ребенком. Ведь такого рода игры учат вежливому общению, уважению, вниманию к окружающим людям. Такие слова - комплименты, ребенок может использовать в дни рождения, в дни семейных праздников, в гостях, да и просто, увидев красивое платье у девочки.
Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. Очень важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас. Задумывались ли вы о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно и логично он выражает свои мысли. Беспокоит ли это вас сейчас?
В: Какой бы вы хотели слышать речь ребенка к моменту поступления в школу?
Р: Грамотной, понятной, осмысленной, выразительной, богатой.
В:Существует много игр и упражнений, которые формируют грамотное высказывание, логику, мышление. В такие игры можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на эти занятия времени, оно потом во много раз окупиться.
Давайте посмотрим вокруг себя, поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Например: вы увидели яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Можно даже устроить соревнование.
1) Игра «Подбери словечко».
Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, маленькое, блестящее, сочное, желтое, душистое, тяжелое, вымытое и т. д.
Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдет интереснее и веселее, если в нее будут играть все ваши члены семьи, или друзья вашего ребенка. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть, сравнить между собой. В этом поможет игра!
2) Игра «Сравни два яблока» -
одно яблоко желтое, а другое красное. Одно сладкое, другое - кислое, у одного коричневые семечки, у другого - белые, одно большое, другое - маленькое и т. д. Можно сравнивать и разные фрукты (яблоко и апельсин, лимон, банан).
3) Игра «Приготовим сок».
Какой сок получится: из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимоный, из апельсина - апельсиновый и т. д. Можно в эту игру играть наоборот : апельсиновый из чего? - из апельсина, вишневый из чего? - из вишни и т. д.
4) Игра «Чей хвост?»
Как называется хвост кошки? - кошачий, хвост собаки - собачий, хвост белки - беличий, хвост волка - волчий, хвост барсука - барсучий и т. д.
5) Игра «Чем закончилось».
Это даже не игра, а взаимодействие с ребенком. Например, смотрите мультфильм, и очень заинтересованы, чем этот мультфильм закончится, но вам нужно срочно отойти на кухню. Попросите своего ребенка досмотреть мультфильм до конца, а потом рассказать, чем он закончился. Ребенок досматривает и старается рассказать его грамотно, подробно. Вы его хвалите, благодарите. Малыш понимает, что он выполнил просьбу мамы и очень этим эмоционально доволен.
6) Игра «Вспомним сказку».
В: В каких сказках упоминаются яблоки? («Гуси – лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблоки», «Мешок яблок» и др.). Если ребенок вспомнил сказку и пересказал ее, то тут же за правильный ответ можно получить целое яблоко.
7) Игра «Скажи наоборот» (антонимы).
Эта игра полезна, она тренирует не только образное мышление, но и внимание. Кто знает, что такое антонимы? Это слова противоположного значения. Итак:
Темно - светло, медленно - быстро, уронил - поднял, холодный - горячий, мокрый - сухой, громкий - тихий, хвалить - ругать, холод - тепло, ночь - день, добрый - злой, кричать - молчать, скучно - весело, большой - маленький, плохо - хорошо, скучно - весело, друг - враг. редкий - частый и т. д.
8) «Слова - друзья» или слова синонимы.
В: Как можно сказать о печальном человеке? Печальный, а еще какой?
- грустный, не веселый, унылый, печальный и др.
В: Как можно по - другому сказать, это храбрый мальчик.
- смелый, бесстрашный, сильный, отважный …
Синонимы дети усваивают труднее, сложнее. Для усвоения необходимо как можно чаще использовать такие слова в нашей речи. Тем самым расширяя и пополняя словарный запас у детей.
9) Игра «Закончи слово».
В: Называем только первый слог, можно и два, в зависимости от сложности.
При…шел, сту…л, ум…ный, че…ловек, чело…век, шу…ба, кош…ка и др.
Скажите, вам нравится с мячиком играть? Вы его хорошо можете поймать? Скажите, какие бывают мячи? (гладкие, с шипами, ворсистые, шершавые). Какой у меня в руке мяч? (с шипами). Он такой колючий, и детям бывает сложно его поймать. Очень хорошо использовать такой мяч в играх с детьми. Развивается тактильное ощущения, моторику, внимание, ловкость.
10) Игра «Придумай слова с заданным звуком».
В: Вы задаете любой звук, и на этот звук придумываются слова.
Например: звук «З» - забор, «М» - молоко, «Ж» - жук, «А» - апельсин и др.
11) Игра «Шутки - минутки».
В: Читаем стихотворение, намерено изменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в слове и исправляет ее. Например:
«Тили - тили - тили - бом, загорелся кошкин ТОМ (дом)».
«За окошком зимний сад, там листочки в БОЧКАХ (почках) спят».
«Мальчишки радостный народ, коньками звучно режет МЕД (лед)».
Хочу отметить, что с детьми эти игры проходят весело, шумно, забавно. Они в восторге, смеются и радуются.
А сейчас мы поговорим о развитии мелкой моторики. «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
Мелкая моторика - это совокупность дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении действий, а также действий нервной, костной и мышечной системы, часто в сочетании со зрительной, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Способность ребенка правильно распределять мышление, усилие при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому, развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
К шести годам, а тем более к моменту поступления ребенка в школу, дети уже должны:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- уметь штриховать предметы ровными, прямыми линиями, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку, в линию;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки, является общей неготовностью большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. И если с речью не все в порядке, значит, наверняка есть проблемы с моторикой.
Существует очень много способов для развития мелкой моторики руки, в том числе огромное множество пальчиковых игр от простых до сложных. Мы остановимся на играх, которые должны выполнять дети старшего дошкольного возраста. Сегодня с вами мы вместе и попробуем их повторить.
• Упражнение «Коза» - вытянуть вперёд указательный
палец и мизинец, средний и безымянный пальцы
прижаты большим пальцем к ладони.
• Упражнение «Три богатыря» - поднять вверх
указательный, средний, безымянный пальцы,
соединить вместе; большой палец удерживает
мизинец на ладони.
• Упражнение «Заяц» - вытянуть вверх средний
и указательный пальцы, мизинец и безымянный
палец прижать большим пальцем к ладони.
• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные
указательный, средний и безымянный пальцы,
• большой палец удерживает мизинец на ладони.
Также использую в своей работе игры на развитие кинетической основы движения руки.
Упражнение на сжимание - разжимание кистей (легкое, сильное, более активное).
«У меня две руки, пальчики, ладошки
Крепко кулачки сжимать, поучусь немножко».
Упражнение на сжимание - разжимание кулачков;
Упражнение - поочередное загибание пальцев, сначала на левой, а потом и на правой руке; затем одновременное их
сгибание и разгибание.
Упражнение - обе ладони лежат на столе, одна из ладоней сжимается в кулак, а другая лежит неподвижно;
поочередное сжимание и разжимание пальцев в
кулак, при этом пальцы прижаты друг к другу.
Упражнение - обе ладони сжаты в кулачки, большие пальцы
подняты вверх; выполняются круговые
движения большими пальцами.
Упражнение - «Мы компот сварить решили, фрукты, ягоды намыли
Все в кастрюлю положили, а потом водой залили.
Сахару чуть-чуть добавим, и варить на печку поставим».
Упражнение - «Пианино мне купили, стану я на нем играть,
И на клавиши цветные, буду плав
Упражнения с элементами массажа –
пиление тыльной стороны руки.
«Левую руку к столу прижимаю, правой рукой я ее растираю,
Движется быстро и точно рука, как будто в пилу превратилась она».
Для развития мелкой моторики детей в подготовительной группе предлагается катание грецких орехов, мячей - ежей и шариков «Су - Джок». Эти предметы можно катать между ладоней, по столу, катать пальчиками. Очень интересны и многофункциональны занятия с пружиной, которая прилагается к шарику Су-Джок. Эти занятия оказывают хорошее массажное и стимулирующее действие на
кисти рук. Такими же свойствами обладают массажные упражнения с гранеными карандаш
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, которые развивают не только мелкую моторику, но и глазомер (родители работают с заданиями).
Задание «Дорожки» - взять в руку карандаш
и посмотреть на лежащий перед тобой лист
бумаги. На нем есть дорожки. Провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание «Лес» - взять карандаш и посмотреть
на лежащий перед тобой лист бумаги с
рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание «Узоры по клеточкам» -
взять в руку карандаш и продолжи рисовать
узоры, старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Задание «Отражение фигур» - требует еще больше внимательности. Так как нужно нарисовать отображения фигуры с противоположной стороны.
Эти задания требуют от детей сосредоточенности,
развития слуха, восприятия, мышления, воображения,
глазомер, умение ориентироваться в пространстве и
элементарных графических навыков письма.
Также применяю в работе трафареты, контуры предметов,
соедини по точкам, дорисовка, лабиринты, штриховки и т. д
Использую для развития моторики и такие приемы: скатывание пальчиками салфеток, обрывание цветной бумаги и выкладывание из нее фигурок, картин, складывание фигур из цветной бумаги, ниткография, рисунки с точечным изображением, симметричное одновременное рисование двумя руками, игры с крупой, прищепками, пуговицами, разнообразного рода конструкторы. При использовании этих материалов дети выкладывают различные панно, композиции, фрески, объемные предметы.
Также можно успешно использовать театр теней. Показываем фигурки из пальцев, получая изображения птиц, животных и других персонажей, путем складывания пальцев, определенным образом. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма, успешно используем пальчиковый, настольный театры, где ребенок пальчиками имитирует движения. Поэтому предлагаю вам как можно чаще использовать это дома, совместно со всей семьей.
Подходит к концу наша встреча, и мы с вами подведем итог этому мастер - классу. Хочется узнать, была ли для вас полезна та или иная информация. Чтобы в этом убедиться, прошу ответить на вопросы: Что было интересно? Что полезного подчерпнули для себя и своего ребенка? Как бы вы дома стали заниматься со своим ребенком? Для этого предлагаю взять из секретной корзинки свернутые трубочки папируса, прочитать написанное в нем предложение, и закончить его по своему усмотрению.
Например: «Я сегодня удивилась….», «Я почувствовала, что…», «Было интересно в игре…», «Я понял, что…», «Мне захотелось…», «Было трудно…», Теперь я могу…».
В заключение хочу предложить несколько практических занятий для работы со своими детьми и подарить памятки по развитию речи и развитию мелкой моторики. Думаю, что каждый из вас понимает, что правильная, грамотная, логически построенная речь, это путь к выражению своих идей, мыслей и умению общаться в обществе детей и взрослых. Но для этого, сами родители должны говорить правильно, т. е. быть примером, прежде всего, для своего ребенка. Всех благодарю за участие. До свидания!