МААМ-картинки

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства»

Светлана Ишмуратова
Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Воспитание патриотических чувств

средствами народно-прикладного искусства

Слайд 2

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Слайд 3

Публикация «Мастер-класс „Воспитание патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства“» размещена в разделах

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Слайд 4

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи.

Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей, а также в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сокулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие).

Слайд 5

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.

Слайд 6

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составить описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские, матрёшки, придумать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определённый ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счет в использовании орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Слайд 7

Для достижения результатов в данном направлении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством, используя разнообразные формы и методы.

Таким образом, формирование знаний о культуре родного государства сложный образовательный процесс, который предполагает систематическую и целенаправленную работу воспитателя, семьи и дошкольников, с использованием различным методов, приемов и средств педагогического воздействия на детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Нельзя построить будущее, без прошлого!

Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.

Слайд 8

Сандалии, валенки, туфли, кроссовки;

Слайд 9

Самовар, сковорода, вилка, кастрюля;

Слайд 10

Трансформер, барби, матрешка, робот;

Слайд 11

Балалайка, рояль, скрипка, барабан.

Кто первый ответил правильно выйдете, пожалуйста, ко мне.

Слайд 12

Все символы поместим вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.

Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Слайд 13

Работа с фокус-группой

- Представьте, что сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку и присаживайтесь.

- Посмотрите, как красив дымковский узор.

Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).

Слайд 14

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

• круги – означали солнце,

• волнистые линии – небо,

• маленькие кружочки – семена,

• круг с серединкой – звездочкой – солнце.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, ватными палочками для работы тычком (для каждой краски свой тычок).

Прежде чем расписывать игрушку, поупражняйтесь на листе бумаги.

Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен.

Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь.

Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого.

- Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы.

- Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.

- Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.

- Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.

Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.

- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.

Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.

Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая большая …страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной флорой и ….фауной, с огромным количеством природных … ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды.

Значит, пришло время выбрать новые символы России.

Слайд 15

Создание проекта.

Сейчас с помощью интерактивного голосования, мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:

Исторические события

Знаменитые люди

Чудеса Сибири

Поселок Крапивинский

Песни России

Слад 16

1. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан. Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события…

Педагоги называют по очереди картинки (ВОВ, освоение космоса олимпиада 2014г., чемпионат мира по футболу 2018)

Предлагаю Вам проголосовать за событие, наиболее важное, по вашему мнению, для нашей страны.

При проведение такого голосования с детьми можно использовать события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны.

Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами событие на наш макет.

Слайд 17

2. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди»

Педагоги называют по очереди картинки (Пушкин А. С., Гагарин Ю. А., Чайковский П. И., Менделеев Д. И.)

Проголосуем за личность, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим его на наш макет.

Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, композиторов, художников).

Слайд 18

3. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Такие чудеса есть у нас в Сибири. Поэтому следующая категория «Чудеса Сибири».

Педагоги называют по очереди картинки (горный Алтай, озеро Байкал, Томская писаница, Чарские пески, плато Путорана, национальный парк Ергаки)

Предлагаю вам выбрать один объект, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом Сибири.

По итогам голосования этот объект мы помещаем на наш макет.

Создание такого макета подталкивает детей, и их родителей для получения новых знаний, а так же дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.

Слайд 19

4. Перейдем к четвертой категории. Какая бы не была большая страна, у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наш поселок Крапивинский. Здесь жили знаменитые люди, находятся красивые живописные уголки природы, мы можем похвастаться памятниками архитектуры.

Педагоги называют по очереди картинки (Никольский православный храм, краеведческий музей, мемориал воинам-землякам, павшим в годы ВОВ 1941-1945 гг., «Сквер Победы», этнографический цент русской традиционной и воинской культуры «Мунгатский острог»)

Вам нужно выбрать один объект, который, по вашему мнению, достоин быть символом нашего поселка.

Подведем итоги голосования…данный объект займет место на нашем макете.

При работе с дошкольниками эта категория является более доступной, так как образ Родины у них начинается с «маленького уголка» своего родного поселка. (Приглашается фокус-группа)

Слайд 20

5. Перейдем к пятой категории. Песни России (Катюша, широка страна моя родная, Я, ты, он, она)

Ни одно дело не спорится без песни, в каждое время они были разные, помогали и в горе и в радости… каждый хранит в сердце какой-то мотив. Предлагаю вам выбрать наиболее близкую для вас песню с помощью аплодисментов. И та песня, которая получит наибольшее количество аплодисментов, займет достойное место среди остальных символов.

Включается тихо и на фоне и на фоне песни читаются слова.

Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Моя Родина» с новыми символами. Это конечно может быть совсем другой макет, с другими символами, с другими категориями, с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала, составляя какой - либо макет, который служит наглядным пособием.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства»
Опубликовано: 21 марта 2022 в 10:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств средствами народно-прикладного искусства»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишмуратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД