Загребина Мария Андреевна
НОД в средней группе «Русская изба. Русский быт»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс непосредственной образовательной деятельности
в средней группе №2 «Колобок»
Тема:
«Русский быт. Русская изба»
Составила и провела:
Загребина Мария Андреевна
Должность: Воспитатель
Январь / 2018
Вид: комплексное (интегрированное).
Публикация «НОД в средней группе „Русская изба, Русский быт“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Описание материала: мастер-класс непосредственной образовательной деятельности на тему «Русский быт. Русская изба» для детей средней группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа.
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, одежда). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.
Ход:
Звучит музыка «А в доме горит огонек». Воспитатель входит в группу. Дети встречают воспитателя.
Воспитатель:
Я пришла к вам в гости, дорогие,
Ах, все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
Хочу пригласить вас ко мне в гости…
Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Как вы думаете это пожелание доброе или злое?
Дети: Доброе!
Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.
Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я приглашаю вас к себе в гости. (Дети проходят в избу, встают сбоку воспитателя).
Воспитатель: Живу я в старинной избе.
Дети, а вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят!
Дети: Дом. Из дерева
Воспитатель: Это дом, построенный из дерева.
В избе есть горница. Так раньше называли комнату.
Проходите ко мне в горницу.
Что вы видите?
Дети: Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.
Воспитатель: Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда.
(воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.
Даже загадка есть: «Чего из избы не вытащишь?».
Дети: Печь.
Воспитатель: Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
Дети: Готовят на печи. Тепло дает.
Воспитатель: Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!
Ребята, а может и нам баранки испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да баранки надо накрутить.
Будьте добре, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Дети: Да. Посмотрим!
Воспитатель: Подбросим дров.
Дети: подбрасывают палено в печь.
Воспитатель: Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
Теперь, дети, я предлагаю Вам поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки вниз)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Воспитатель обращает внимание детей на огонь в печи.
Подойдите к столу гости дорогие,
Посмотрите здесь чаши какие,
Да непростые,
Все деревянные, расписные.
Воспитатель предлагает присесть за стол.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что стоит на столе?
Дети: посуда.
Воспитатель: Это посуда, которой пользовались люди в старину. Как вы думаете, из чего она сделана?
Дети: из дерева, из глины…
Воспитатель: Посуда сделана из дерева, из глины. Это Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева?
Дети: из Березы. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.)
В них хранили продукты. Бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки, как вы думаете из какого материала?
Дети: из дерева.
Воспитатель: Как их назвать?
Дети: деревянные
Воспитатель: Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. Дети, как можно назвать эту посуду?
(воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)
Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
А что для теста нам понадобиться?
Дети: мука, вода, соль.
Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником.
Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик).
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, сделав колбаску и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
(Дети лепят баранки, выкладывают на поднос).
Молодцы! Красивые баранки у вас получились, ставим их в печь, а пока они пекутся, присаживайтесь на лавки.
(Воспитатель ставит поднос с готовыми баранками в печь. Дети садятся на лавки, стоящие перед столом).
Дети, посмотрите какая необычная дорожка.
Вот такие половицы,
Ткали раньше мастерицы,
А станок им помогал,
Тяжелый труд он облегчал.
(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок)
Посмотрите, какая красивая одежда на мне. Скажите, как она называется?
Дети: рубаха, сарафан, кокошник. (рассматриваем одежду)
Воспитатель: Где хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке. (Рассматривают сундук).
Воспитатель: А хотите узнать, что в сундуке лежит?
Дети: Хотим!
Воспитатель достает: шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено, сарафаны и рубахи)
Дети рассматривают, обсуждают и примеряют одежду.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)
(Воспитатель обращает внимание детей на Самовар)
А к чаю всегда подавали что?
Дети: баранки!
Воспитатель: Правильно! Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Но им нужно остыть.
Итог
Понравилось вам у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба)
Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)
Что было самым главным в избе? (печь)
Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.
Дети, а с баранками, которые вы испекли, попьете чай.