Светлана Кожина
Русская изба
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Кожина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
К методическому объединению по теме: «Развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности»
Цель:
Публикация «Русская изба» размещена в разделах
Развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников посредством фольклора. Пробуждение интереса к народным обычаям и традициям. Воспитание бережного отношения к произведениям русской народной культуры, Формирование интереса к русской народной музыке. Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности. Совершенствовать музыкальное развитие детей.
Программное содержание:
1. Слушание-
Закрепление понятия «пестушка». Активизировать представление детей о различном характере музыки:сравнение двух музыкальных произведений разного характера, определяя ритмические особенности, силу звучания. Побуждать детей через пластику движений передавать контрастные музыкальные образы, прослушанного музыкального произведения. Вызвать желание у детей придумать мелодию колыбельной
2. Пение-
Способствовать дальнейшему формированию певческих навыков. Вызвать желание самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу, побуждая детей к творческой самореализации в пении. Способствовать развитию навыков сольного пения. Побуждать выразительно передавать образ песни, используя напевное пение. Закреплять умение петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него. Петь, не отставая, не опережая друг друга. Петь протяжно, чётко произнося слова.
3. Музыкально-ритмические движения-
Продолжать совершенствовать навыки основных движений, учить ритмично двигаться в соотв. с характером музыки. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Побуждать детей к поискам выразительных движений, передающих взаимодействие персонажей.
Различая форму музыкального произведения, запоминать последовательность движений, моделировать форму танца.
4. оркестр-
Закреплять знания об инструментах русского народного оркестра. Играть слаженно, слушать друг друга. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.
Материалы, оборудование: центральная стена стилизована под русскую избу. Печь, ухват, сундук с мечами, на полу тканые дорожки, стол с пирогами (бутафория, прялка с пряжей, скамья, экран для проектора, карточки (схемы движений танца, дети и хозяйка одеты в русские народные костюмы.
Ход занятия:
Дети входят под русскую народную мелодию змейкой, хороводным топающим шагом, подпевают. Выполняют русские народные движения под музыку (ковырялочка, руки полочкой, топотушки вокруг себя, повернулись к гостям.
М. Р: Здравствуйте, гости - дорогие! Хозяева встречают, поклоном отвечают. Приглашаю в дом гостей.
(Дети идут в избу под народную музыку)
Фонограмма: плач ребенка.
М. Р. - Ой, ребята, слышите? Ребеночек плачет. (шепотом) .
дети: да.
Подходит к колыбели и говорит уже громче, чтобы дети слышали.
М. Р. -Тише, тише…В доме колыбель стоит, в ней ребенок спит. (берет на руки начинает качать на руках). Юля, Настя помогите мне ребеночка попестовать.
А вы, ребята, присядьте, послушайте
(девочки встают в центре зала)
Первая девочка поёт -А баиньки, баиньки (качает на руках).
М. Р. - Нет, не хочет спать дитё, видно время встать пришло. (передаёт ребёнка Насте)
Вторая девочка поёт- Ах, дыбок, дыбок (берет куклу в руки, играет).
М. Р. - Ребята, а почему, когда Юля пела,она качала ребеночка, а у Насти ребёночек даже приплясывал?
Ответ детей-(предполагаемый)- Юля пела колыбельную, А Настя побуждальную пестушку.
М. Р. - А чем отличаются колыбельная от побуждальной пестушки?
Ответ детей (предполагаемый): Колыбельная - протяжная, напевная, певучая, нежная, тихая, плавная, убаюкивающая. А побуждальная пестушка - веселая, быстрая, задорная.
М. Р. : Спасибо, девочки. (садятся на свои места)
Ребята, а давайте мы с вами попробуем сочинить колыбельную, со своими (этими же) словами.
(дети исполняют по желанию)
Ребеночек уснул. А сейчас я вам хочу что-то показать. (говорит загадочно, зовет к сундуку). Идите-ка сюда (шепотом).
Дети подходят к сундуку.
М. Р. :
Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут (сундук)
МР: Ой, вы отгадали загадку и сундук раскрылся.
Раньше наши прабабушки и прадедушки хранили свои вещи не в шкафах, как мы сейчас, а в сундуках.
Вот расписной сундук стоит,
Давайте проверим, что в нем лежит?
(Достает меч из сундука)
Это меч моего прапрапрадеда! Женщины на Руси нянчились с детьми, занимались хозяйством, а мужчины охраняли землю от врагов. Сражались на мечах. И наши мальчики всегда готовы защищать Родину.
Выходят 3 мальчика.
1реб: Жить - родине служить!
2реб: Смелость города берет!
3реб: За отечество голову положим!
Танец мальчиков «Сила богатырская»
М. Р. : Давайте уберем мечи назад в сундук. Пусть они там бережно хранятся.
(подходит к прялке)
М. Р. : Что за барыня такая
В гребень шерсть она берет
Тонкой ниточкой пушистой
Свою пряжу отдает (прялка)
дети: прялка.
На прялке пряли шерсть овечью, козью, собачью.
А что вязали из шерсти?
дети: варежки, носки.
А чтоб прясть было веселее, девушки пели за работой.
Садитесь девочки за прялку.
(Выходят девочки, садятся около прялки, поют, изображая как прядут)
«Уж ты прялица, ты прялица моя»
(После исполнения садятся на свои места)
М. Р. : А пока девушки по дому дела выполняли, в кузнеце трудились кузнецы.
Реб: Я кузнец - Молодец! На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы –
Раз, два, три и все готово!
песня «Во кузнице»
(Дети исполняют стоя, садятся)
М. Р. : (подходит к сундуку, пытаюсь открыть, не открывается)
Ой,что-то не открывается! Наверно, опего открыть, надо загадку отгадать.
Если я пуста бываю, про тебя я забываю, но когда несу еду -мимо рта не пройду.
Что это?
дети: ложки
М. Р. : (Достает из сундука) А вот ложка расписная, у царя была такая…
реб, а для чего нужны ложки?
Дети: Для того чтоб кушать.
А еще для чего?
Дети: ответы.
М. Р. : Правильно, деревянные ложки на Руси были музыкальным
инструментом. (Кладет на стол)
М. Р. : Давайте снова заглянем в сундучок и посмотрим, что еще там лежит.! (Читаю загадку):
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Достает балалайку).
М. Р. : О каких признаках этого инструмента говорится в загадке?
(У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).
М. Р. :К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
М. Р. Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. (фонограмма балалайки. Играю, пляшу)
А какие вы еще знаете музыкальные инструменты?
Дети: ложки, бубны, трещетки, треугольник.
Поднимайтесь, сыграем на музыкальных инструментах.
«Оркестр музыкальных инструментов»
М. Р. -Ох, как громко музыка играла, даже плетень развалился. А ну, помогите сплести плетень!
Игра «Плетень»
М. Р. - Хороший плетень получился, крепкий.
M.Р. : Ой, пока играли, тесто подошло. Налепим пирожков? А лепить не просто так будем, а простукивая ритмическую дорожку. (на экране пирожки разного размера) 3-4 схемы.
М. Р. :(Открывает полотенце, под ним, на протвине пирожки) С чем пирожки то пекли раньше? (перечисляют). И с капустой пекли. А чтоб капусточка на след год снова уродилась, пели про нее хороводную песню. А пели напевно, в один голос сливались, крикунов не было в русских песнях. Поставим в печь пироги, а сами хоровод заведем.
(выстраиваются в хоровод, приговаривая) Мы по кругу пойдём, Да капусточку завьём. Заводите, девицы хоровод про капустку, а мы - поддержим!
М. Р. : Ой, ребята, смотрите, на столе лежат какие-то карточки. Спрашиваю что это?
-Это схемы движений в танце «кадриль» Дети выстраивают последовательность движений.
И мы сейчас спляшем (исполним) наш танец Кадриль.
Танец «Кадриль» (садятся)
(сели)
А пока вы хоровод водили, да пляски плясали, пироги подоспели. Угощайтесь пирожками.
Воспитатель:
Спасибо, хозяюшка за угощение, хорошо у тебя в избе, да возвращаться пора. До свиданья! (берутся за руки и под народную прощальную выходят из зала) Конец.