Людмила Благирева
Мастер-класс «В гости к сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Мастер-класс
«В гости к сказке»
Благирева Людмила Георгиевна,
воспитатель I КК
Минусинск, 2019 г.
Цель: демонстрация приёмов работы со сказками с использованием социо-игровых подходов.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с приёмами работы со сказками с использованием социо-игровых подходов.
Публикация «Мастер-класс „В гости к сказке“» размещена в разделах
2. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровым приемам и желание применять в своей педагогической деятельности.
Оборудование: иллюстрации и разрезные картинки по сказкам.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок!
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это прежде всего произведение искусства: живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их возрастным особенностям.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей.
Использование игр при ознакомлении со сказкой решает множество задач. Они развивают познавательный интерес, активизируют мыслительную деятельность детей, способствуют становлению творческой личности. Игра дает возможность для взаимообучения, позволяет удовлетворить потребность детей в общении.
Поэтому в своей педагогической практике при работе со сказкой я применяю социо–игры, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательного отношения детей друг к другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
Традиционные приёмы, которые я использую при работе со сказкой :
- чтение,
- обсуждение,
- рассматривание иллюстраций,
- драматизация.
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми приемами работы со сказкой с использованием социо-игр.
Игра «Снежный ком» (младший дошкольный возраст)
Цель: закрепить содержание сказки, развивать умение слышать других.
Ход: Дети находятся в кругу. Передавая предмет (волшебная палочка, клубочек, «снежок», дети по фразе рассказывают знакомую сказку.
Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу» (младший дошкольный возраст)
Цель: закрепить содержание сказки, вызвать интерес к незнакомой сказке.
Ход: Один из детей стоит перед иллюстрацией по сказке, которую не видят остальные участники игры, и описывает то, что на ней изображено. Другие дети могут задавать уточняющие по его рассказу вопросы. Если знакомая сказка дети угадывают название, а если не знакомая, то воспитатель предлагает прочитать.
Эту игру можно проводить с детьми как при ознакомлении с новой сказкой, перед чтением, так и при закреплении уже знакомой.
Игра «Говорящий стул» (средний, старший возраст)
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, умение давать характеристику героям сказки.
Ход: Дети сидят на стульях в кругу. Один стул объявляется «говорящим».
Задание: например, назвать положительные черты героев сказки «Теремок». тому, кто сядет на «говорящий стул».
1 вариант: Дети передвигаясь по кругу, в младшем возрасте, каждый может побывать на «говорящем стуле».
2 вариант: В старшем возрасте садятся на «говорящий стул» через одного, через два игрока.
Игра «Оживи картинку» (старший возраст)
Цель: : воспроизвести, оживить картинку во всей её целостности.
Ход: Дети делятся на малые группы с помощью разрезных картинок по сюжетам сказки или по разным сказкам. Дается задание - оживить сказку, т. е. показать, изображенный сюжет.
1 вариант: При оживлении картинки по сказке предлагаю текст выдумывать вольно.
2 вариант: При закреплении содержания сказки, воспроизводить точный текст.
Игра «Японская машинка» (старший возраст)
Цель: упражнять детей в умении работать в едином темпе.
Ход: Игра проводится с подгруппой детей, сидящих на стульях в кругу. Участники выполняют синхронно ряд движений (как машина) :
1) хлопают перед собой в ладоши,
2) двумя руками хлопают по коленям – правая по правому, левая по левому,
3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, щелкая при этом пальцами,
4) то же самое делают левой; далее повторяют.
Когда группа овладела набором и последовательностью движений, вводится речь. На каждый щелчок участниками произносятся заранее распределённые роли героев сказки. Ведущий, дойдя до щелчков пальцев, щелкая правой рукой произносит, например: дед; щелкая левой рукой – бабе, и передаёт эстафету глазами тому, у кого роль бабы. Тот, щёлкая правой рукой произносит- баба, щелкая левой рукой- внучке и т. д.
Игра «Превращение» (старший возраст)
Цель: развивать память, фантазию, воображение, умение передавать образы персонажей с помощью жестов, мимики.
Ход: Группе детей предлагается превратиться в кусты, деревья, цветы, животных и т. д. Задание можно давать в такой форме: «Мы входим в сказку «Репка». Раз, два, три. После команды «три» каждый из группы изображает задуманного им героя и замирает в подходящей ему позе. Ведущий отгадывает героя, затем этот ребёнок помогает ведущему угадывать других героев по изображаемым позам. Игру можно проводить в группах старшего возраста, всей группой и подгруппами детей.
Игра «Угадай сказку» (средний, старший возраст)
Цель: совершенствовать имитационные движения героев.
Ход: Подгруппа детей задумывает сказку, распределяет роли и показывает в стиле пантомимы. Остальные участники отгадывают.
Игра «Заданные обстоятельства» (подготовительная группа)
Цель: развивать память, фантазию, воображение, умение согласовывать свои действия с действиями других.
Ход: Задаётся то, что дети должны обыграть, отреагировать всем своим поведением. Подгруппам детей предлагаются карточки с названием сказки и места её обыгрывания. Например, «Репка» в воздухе; «Теремок» на стадионе и т. д. Дети в подгруппах распределяют роли, обсуждают выбор движений. Другие подгруппы отгадывают название сказки и места действия.
Для творческого самовыражения предлагаю детям сочинять сказки по предметам (карандаш, резинка, линейка, лейка) и т. д.
Рефлексия:
- Какой из приемов вызвал у вас интерес?
- Какой из приемов вы уже используете или будите использовать в своей работе?