Елена Никитина
Мастер-класс в детском саду — «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс в детском саду
«Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Актуальность
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.
Публикация «Мастер-класс в детском саду — „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Цель мастер-класса : Показать возможности метода в развитии у старших дошкольников познавательных интересов, любознательности, умения самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Задачи мастер-класса :
1 Познакомить педагогов с организацией экспериментирования в старшей группе
2 На примере эксперимента с магнитами показать как создать условия для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать предположения, проверить их, и сделать необходимые выводы.
Форма работы: практическая
Теоретическая часть
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Пространственно - предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми.
Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.
Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.
Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.
Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.
Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку. В своей работе я использую рисунки-схемы, алгоритмы, модели, карточки исследования.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Практическая часть
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Раздаточный материал: карточка исследования, предметы для исследования (дерево, пластмасса, стекло, железо, ткань, магниты, ёмкости пустые и с водой, контейнер с манкой.
Техника: опыты
Время работы: 20-25 минут
Цель мастер-класса : Показать возможности метода в развитии у старших дошкольников познавательных интересов, любознательности, умения самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Конечный продукт совместной деятельности: опытным путем определили и зафиксировали свойства магнита.
Ход
Добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы будем экспериментировать, делать опыты, заниматься наукой.
Загадка:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдёт иголку в стоге сена.
(магнит)
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
-Возьмите магнит в руки, что можно о нём сказать?.
Магнит это камень, холодный на ощупь, твёрдый, тяжёлый и как по волшебству притягивает к себе железные предметы.
1. Всё ли притягивает магнит? Давайте проверим, а результаты будем фиксировать в карточке.
По очереди подносим магнит к предметам из ткани, стекла, железа, дерева, пластмассы и результаты фиксируют.
Вывод: магниты это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Дерево, стекло, ткань и пластмасса на магнит не действуют.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые в изобилии валяются под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные чёрные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
2. А действует ли магнит через другие материалы?
Проверим это на опыте, возьмём лист картона положим на него железные скрепки подведём магнит под картон и поводим им из стороны в сторон. Как мы видим, скрепки следуют за магнитом, теперь возьмём деревянную дощечку, тоже положим скрепки, подведём под дощечку магнит и поводим, и тоже как мы видим скрепки следуют за магнитом. И так магнит может примагничивать предметы через картон и дощечку.
Попробуем теперь положить скрепку в пластмассовый стаканчик. Берём магнит, подводим его к стаканчику и начинаем медленно поднимать магнит вверх, скрепка очутилась на магните, значит магнит примагничивает железные предметы через пластмассовый стаканчик. Интересно, а через стекло примагнитится скрепка? Попробуем. Поднимаем вверх магнит, как мы видим скрепка…тоже примагнитилась к магниту через стекло. Теперь опустим скрепку в стакан с водой. Подставляем магнит и медленно поднимаем его вверх. Вот так не замочив рук можно достать скрепку из воды.
Вывод: Сила магнита действует и через стекло, и через воду.
Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магнит используют при строительстве подводных сооружений.
3. Может ли магнит действовать на предметы находящиеся на расстоянии?
Давайте поиграем в игру которая называется «Найди клад в пустыне». В контейнер насыпана манка в ней спрятаны железные предметы. Давайте с помощью магнита найдём их.
У меня есть вот такая весёлая полянка с цветами, но чтоб бабочка порхала в воздухе, я положу сверху на коробку магнит.
Магнит поднял бабочку, и она порхает над цветами.
Вывод: Магнит притягивает железные предметы на некотором расстоянии.
4. А ещё магнит умеет «рисовать»!
Насыплем на бумагу железные опилки и положим под бумагу магнит.
Что получилось?
Вывод: железные опилки повторили форму магнита, магнит действует сквозь бумагу.
5. Возьмем два магнита, проверим, притягиваются ли они друг к другу разными полюсами.
Что произошло?
(Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу.)
Поднесем магниты друг к другу одинаковыми полюсами.
Что мы видим?
(Магниты «убегают» друг от друга)
Вывод: у любого магнита есть два полюса, северный и южный, разные полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются.
Зная свойства магнита, можно помочь сказочным героям. Вспомним наши любимые сказки.
• Бастинда приказала огромным обезьянам поднять Железного Дровосека высоко в воздух и бросить его в глубокое ущелье на острые скалы. Железный Дровосек рассыпался на множество железных кусочков. Как можно ему помочь?
• В глубоком колодце сказки про Кащея Бессмертного был спрятан меч-хладенец. Как же достать Иванушке этот меч?
• Машенька шила своему брату Ванечке рубашку и потеряла иголочку в куче сена. Как же помочь?
• В сказке «12 месяцев» падчерица обронила своё железное колечко в снег. Как ей помочь?
• В сказке «Морозко» Настенька уронила железное ведёрко в колодец. Как ей помочь?
• В сказке «Золушка» злые сёстры насыпали в пшено железных болтиков, чтобы Золушка не успела поехать на бал. Как ей помочь?
• В сказке «Приключение Гулливера» нужно было достать железный сундук с драгоценностями и отдать лилипутам. Как его достать?
(Дети отвечают, как с помощью магнита оказать помощь любимым героям сказок.)
Вот и подошло к концу наше увлекательное и занимательное исследование. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы с помощью карточек – зеленый цвет «да» или красный цвет «нет».
1. Магнит твёрдый?
2. Магнит лёгкий, он плавает?
3. Магнит добывают из недр земли (и обрабатывают?
4. Магнит притягивает железо?
5. Магнит притягивает пластмассовую палочку?
6. Магнит имеет два полюса: южный и северный?
7. Магнит используют для изготовления тепловозов, самолётов, инструментов и многой другой техники?
8. Магнит не действует в воде?
9. Земля – самый большой магнит?
10. Дети не любят играть с магнитными игрушками?
11. Магнит действует через преграду?
Заключительная часть.
В продаже есть много игр на магнитах: «Поймай рыбку», «Магнитный конструктор», «Азбука», «Доска для рисования» и много других. Все эти игрушки нравятся детям, но можно делать множество игр своими руками. Я предлагаю сделать вот такую полянку, наклеить туда цветы, посадить бабочку, и бабочка будет порхать с одного цветка на другой.
Опыты и эксперименты помогают ребенку глубже узнать явления, происходящие в окружающем нас мире, способствуют развитию познавательных интересов, любознательности, активизируют мыслительную деятельность.
Уважаемые коллеги!
Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!