Римма Тимергазиева
Мастер класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем. Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Публикация «Мастер класс „Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. - Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них. - Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной. -Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.
ПОТЕШКИ
Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга. Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.
- Послушайте, пожалуйста, потешку: «Сидит медведь на колоде - боты подшивает, А заинька-работничек на дудочке играет, А ворона-сторожена – она припевает, А сорока-белобока сладку кашу варит, А лисица-молодица пошла в поле жать». Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно; «боты» - так в старину называли ботинки; «ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит; «молодица» - молодая; «жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски) -О каких лесных жителях говорится в этой потешке? (О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сорокебелобоке, о лисице-молодице) -А чем они занимаются? (Демонстрация картинки). (Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица пошла в поле жать.) -Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение) Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки: - шёпотом, - в полголоса с хлопками, - в полный голос с приплясыванием, - расскажите потешку наизусть. Молодцы! Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
СКАЗКИ
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова? -Дорога, сметана, окно. («Колобок»). -Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»). -Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»). -Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»). -Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»). -Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»). Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям. Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах : • портки - штаны • косоворотка - рубаха с косым воротом • рать – войско • чело - лоб • изгородь - ограда • перст - палец • око – глаз • уста - рот, губы «Определи сказку»
1) Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2) Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3) Красна девица грустна – Приближается весна. Ей на солнце тяжко – Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) «Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена.
Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь?
Василиса - ….(Премудрая,
Братец - ….(Иванушка,
Сестрица - ….(Аленушка,
Кощей -. (Бессмертный,
Иван - ….(Царевич,
Елена -….(Прекрасная).
«Отгадай настроение сказочных героев» Вам предлагаются схематические изображения эмоций: (радость, грусть, обида, удивление, злость, страх) На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку. Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д. «Найди пару» Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам) «Волшебный клубок» Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу. (волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).
СКОРОГОВОРКИ
Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. Итак, проделывайте все пошагово: Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. Коля колья колет. Поля поле полет. Один Клим клин колотил, колотил и выколотил. Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. Я бродил один у горки, собирал скороговорки. Бородатый барабашка барабанит в барабан. Молодцы! А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми. Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.