Ольга Гончаренко
Мастер-класс учителя-логопеда для родителей детей подготовительной к школе группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс учителя – логопеда для родителей детей подготовительной к школе группы
«Игротека. Хочу все знать. Профилактика дисграфии».
- Уважаемые родители, приглашаю Вас на необычный мастер – класс, на котором мы с вами поиграем. Игры, которые я покажу Вам, включены в методические рекомендации, которые Вы получаете каждую неделю.
Публикация «Мастер-класс учителя-логопеда для родителей детей подготовительной к школе группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации логопеда для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2021
- Эти игры закрепляют то, что мы проходим в течение недели. Многие задания вызывают у детей восторг, они легко с ними справляются, любят их, с удовольствием готовы постоянно играть с ними. Другие задания вызывают затруднения.
- Итак, начнем.
- Маленькая справка о том, что такое дисграфия. Дисграфия – нарушение письменной речи. К сожалению, дети с речевыми проблемами находятся в группе риска.
- Всего имеется 5 видов дисграфии (Артикуляторно – акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, оптическая и аграмматическая).
Профилактика аграмматической дисграфии.
- Первая игра направлена на развитие грамматического строя речи, а именно отработку притяжательных прилагательных – игра «Что раскрасил художник?» (показ игры). Образование притяжательных прилагательных вызывает затруднения не только у дошкольников, но и у школьников, даже у взрослых.
- Как можно отработать это задание в домашних условиях? Нам могут помочь раскраски с различными животными и птицами. Вы предлагаете ребенку раскрасить не всю картинку, а только ее часть и назвать ее.
Например: ты раскрасил шею у лебедя – она чья? Лебединая
Лапа у волка чья? Волчья
Иголки у ежа чьи? Ежиные и ежовые (оба варианта правильные)
Морда у лисы чья? Лисья
Хвост у белки чей? Беличий и т. д.
- Вторая игра так на развитие грамматического строя речи, а именно отработку относительных прилагательных – игра «Что из чего сделано?» (показ игры). Образование относительных прилагательных даются детям значительно проще, но и они вызывают некоторые затруднения у дошкольников.
- Для начала вы предлагаете ребенку назвать различные материалы, из которых могут быть сделаны различные предметы (железо, металл, аллюминий, стекло, глина, дерево, чугун, олово, бетон, пластик, пластмасса, каучук, резина, фаянс, фарфор и т. д.).
- Для отработки относительных прилагательных можно использовать обычную устную игру – «Подскажи, как называется?»
Например: дом из дерева – деревянный дом, ваза из стекла – стеклянная ваза, горшок из чугуна – чугунный горшок, ведро из железа – железное ведро, кувшин из глины – глиняный кувшин, рубашка из шелка – шелковая рубашка, валенки из войлока – войлочные валенки и т. д.
- Третья игра «Посчитай от 1 до 5». Очень часто дошкольники допускают ошибки при согласовании существительных с числительными, если их постоянно тренировать, упражнять в этом согласовании, то им будет значительно проще это усвоить.
Выбираем любую лексическую тему и считаем вместе с ребенком. Одно слово пересчитывает ребенок, а другое взрослый.
Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Одна груша, две груши…. пять груш.
Профилактика дисграфии
на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
- Игра «Слоги" не требует особых затруднений, и дети с удовольствием играют в нее. Можно играть с мячом, можно подпрыгивать, считая слоги, отхлопывать каждый слог.
- Игра «Слоговая лесенка или Выдели заданный слог в слове». Для игры лучше брать слова с простой звукослоговой структурой, типа «машина», «лиса», «колесо» и т. д. Вы предлагаете ребенку разделить слово на слоги и выделить заданный слог, например, только первый.
Например: машина – ма, колесо – ка (поясняете, слышим -ка, а пишем -ко, рубаха – ру, Лиза – Ли…
- Если вы видите, что ребенок достаточно легко справляется с выделением первого слога, переходим к выделению второго слога.
Например: кабина – би, малина – ли, карета – ре, сапоги – па (поясняете, слышим -па, а пишем -по).
- Игра «Бабочка и гусеница».
«Бабочка порхает, первый звук нам называет»: тренируем детей в выделении первого звука в слове, тренируем умение различать гласные/согласные звуки, согласные твердые/согласные мягкие звуки, согласные звонкие/согласные глухие.
Малина (Первый звук «м» – согласный твердый, звонкий, клубника (первый звук «к» - согласный твердый, глухой, земляника (первый звук «зь» - согласный мягкий, звонкий, морошка (Первый звук «м» – согласный твердый, звонкий) и т. д.
«Гусеница ползет и последний звук везет»: тренируем детей в выделении последнего звука в слове (капуста – последний звук «а», он гласный, огурец (последний звук «ц» - он согласный твердый, глухой, помидор (последний звук «р» - он согласный твердый, звонкий, репа (последний звук «а», он гласный, кабачок (последний звук «к» - он согласный твердый, глухой) и т. д.
- Игра «Назови звуки по порядку». Звуковой анализ слова достаточно сложная тема, для игры мы используем пальчики, например, правой руки.
- Показываем открытую ладошку и называем слово, на каждый звук загибаем пальчик, начиная от мизинца.
Например: дом (д, о, м, куст (к, у, с, т, пир (пь, и, р, внук (в, н, у, к) и т. д.
Профилактика акустической и артикуляторно – акустической дисграфии.
- Игра «Слушарик». Повторение ряда слогов, слов для речевых детей это сложное задание, оно требует концентрации внимания, правильного звукопроизношения, хороший уровень развития фонематического слуха.
Например, повторение слогов:
Са ша са
Ра р яра
Лы ла лу
Кро кра кры
Например, повторение слов:
Кочка бочка дочка
Маша Даша каша
Крот рот бегемот
- Игра «Замени первый звук»: данное задание тренирует детей в различении парных звонких/глухих согласных, мягких/твердых согласных.
Например:
Бочка – почка горка – корка дочка – точка
Рад – ряд лог – лёг