Лариса Шкурская
Мастер-класс «Учимся играть на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Играем на ложках"
Цель мастер-класса : изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с различными народными инструментами и их использованием в процессе музыкального воспитания в ДОУ.
-познакомить участников с методами приёмами игры на ложках.
Публикация «Мастер-класс „Учимся играть на ложках“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов их мотивацию на системное использование в практике.
Добрый день. Уважаемые коллеги!
Тема мастер класса «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях.
-в непосредственной образовательной деятельности;
-в театральной деятельности;
- выступления на праздниках;
- кружковая работа;
В разных видах деятельности:
-пение;
-слушание музыки;
-музыкально – ритмическое движение.
Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.
Сегодня я хочу вас научить играть на деревянных ложках. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт
Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком. Пока родителя расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
Начинать обучение приёмам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:
1. Эти упражнения помогают приготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не позволяя в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при быстрой игре.
Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Предлагая детям попробовать тот или иной приём игры, обязательно нужно развивать их умение анализировать, поэтому характеризуя звук, попутно беседуем с детьми, задавая наводящие вопросы, тем самым мы дополнительно пополняем словарный запас ребёнка фонематический слух.
Поскольку наша задача ещё и обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах нужно использовать малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, тексты песен, сказки.
Ритмическое упражнение:
1.2.3. – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4, - вот мы ложечки купили.
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть
Обучение на двух ложках я поделила на два этапа, я всегда пользуюсь правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному.
1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.
2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.
Приемы игры на двух ложках :( Мне нужны помощники: 4)
1 этап.
«Лошадка» -ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
А сейчас послушайте, как звучат наши ложки.
Итак: Берём ложку в левую руку, а другую ложку в правую, держим
за черенок.
1 приё м игры:
«Рукой левой мы возьмём
Рукой правой мы возьмём
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра»
*Удар 'шапочками" перед грудью.
* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.
* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это
движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.
* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.
*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.
Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля
Взяли все ложки постучали. Стук, стук.
А теперь под музыку. Молодцы!
2 приё м игры:
А сейчас переходим ко второму приёму игры на ложках.
«Ножку левую положь на коленку правую,
Между пальцами ты вложь ложку деревянную»
Одну ложку вложим между 1 и 2 пальцем, а вторую ложку вложим
между 2 и 3 пальцем.
Ложки сильно не сжимайте, держите ложки так, чтобы ложка стучала
о ложку.
Взяли ложки в руки и начали.
3 приё м игры:
А теперь мы будем учиться играть третьим приёмом.
«По ладошкам мы стучим
Весело играем.
По коленочкам стучим
Дружно повторяем»
Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.
Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.
Раз, два. Раз, два.
А теперь под музыку.
Правильно, молодцы!
4 приё м игры:
И последний приём игры – четвёртый.
«Ложки влево мы поднимем, стукнем по ладошкам,
Вниз опустим дружно ложки, стукнем по коленкам»
А теперь тоже самое вправую сторону.
«Ложки вправо мы поднимем, стукнем по ладошкам,
Вниз опустим дружно ложки, стукнем по коленкам».
Взяли ложки в руки. Приготовились, начали.
Стук, стук. Стук, стук.
А теперь под музыку. Молодцы!
Вот мы и разучили четыре приёма игры на ложках.
А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,
Значит играем ансамблем.
Сначала играем 1 приёмом, 2, 3 и 4.
Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.
Вопросы для рефлексии:
1. 1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. 2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.