Эльвира Казанцева
Мастер-класс «Нам бы в куклы все играть»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «НАМ БЫ ВСЕ В КУКЛЫ ИГРАТЬ»
Сегодняшние дошкольники чуть ли ни с рождения знакомятся с достижениями научно-технического прогресса. Телевизор, компьютер, мобильный телефон это для них такие же обычные вещи как стол, диван или ложка. Родители, не задумываясь, используют современные гаджеты для ухода и воспитания малышей. Это очень удобно. Включил мультик, и ребенок, уставившись в экран, безропотно съедает приготовленную кашу. Ранним утром телевизор блокирует горький крик: «Не хочу в садик». Мобильный телефон помогает высидеть в очереди к врачу, а компьютерные игры дают возможность уставшим родителям предаться желанному отдыху или общению с друзьями.
Публикация «Мастер-класс „Нам бы в куклы все играть“» размещена в разделах
Мне, как воспитателю эта ситуация кажется тревожной, ведь дети превращаются в бездушных роботов с опустошенными глазами. К счастью ребенок большую часть своего времени проводит в детском саду. А что такое детский сад? В детском саду ребенок находиться в постоянном общении, к сожалению чего так часто не хватает дома. Детский сад это машинки, пирамидки, разнообразные яркие и веселые игрушки.
Игрушка – предмет детских забав и развлечений. Всем известно, что с давних пор игрушкам отводилась роль мудрого друга, спутника в жизни. А кукла в игрушечном мире всегда занимала первое место.
Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребенка. Кажется, всего лишь простая кукла. Ну образ человека? И что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психику ребенка. Находясь, все время рядом, она является лучшим другом ребенка, постоянным партнером для игр, и в то же время его наставником молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребенок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своем положительном влиянии на психику ребенка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько дает простая кукла.
Дети в основном играют куклами, купленными в магазинах, фабричными куклами, они красивые, яркие, но не несут тепла души их создателей. А хочется, чтобы они видели не только кукол изготовленных машинами, но и изготовленных своими руками.
Именно поэтому тема нашего проекта так и называется «Нам бы все в куклы играть».
Цель нашего проекта:
- познакомить детей с русской народной куклой, ее происхождением и способом изготовления.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей нашей страны на примере народной игрушки;
- способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского костюма;
- учить детей проявлять фантазию и творчество, сохраняя традиции русского костюма;
- научить детей делать куклу своими руками для себя и обучать своих друзей и знакомых.
Прежде, чем начать работу по проекту мы провели вводный мониторинг знаний детей. Дети отвечали на вопросы:
- в какие куклы играли в старину;
- из чего были сделаны куклы;
- кто в семье делал кукол;
- какие бывают обрядовые куклы;
- перечислите разновидности кукол.
Результаты мониторинга показали, что дети недостаточно имеют представление о куклах.
Этапы реализации проекта
1. Изучение истории возникновения народной куклы.
2. Изучение видов кукол.
3. Изучение технологии изготовления кукол.
4. Создание картотеки разновидности кукол.
5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол
6. Создание мини-музея кукол
7. Презентация проекта
Работу над проектом мы начали с создания «Реки времени». «Река времени» - это исторические островки, где дети знакомились с куклами разных времен. Дети совместно с родителями подбирали картинки, на которых изображены куклы от времен бабушек и до наших дней. Наши исторические островки назывались:
- «когда-то давным давно»
- «то, что помнят наши бабушки»
- «то, что знают наши родители»
- «куклы наших дней».
В продуктивной деятельности дети с удовольствием делали народные куклы к праздникам и дарили их родителям, детям, сотрудникам детского сада. Так, к ежегодно проводимому в детском саду празднику Осени и конкурсу «Осенние мотивы», мы сделали куклы из природного материала, которыми украсили группу и музыкальный зал. Гостям праздника были подарены куклы «Кувадки». Новогоднюю елку дети украшали куклами «День-ночь». Мамам и бабушкам к празднику 8 марта мы вместе с детьми сделали куклы «Пеленашки» и «Закрутки», так наши дети познакомились с обрядовыми куклами.
В своей работе с детьми мы постоянно замечали, насколько важно ребенку не просто изготовить какую-либо игрушку, а обязательно «обыграть» ее, включить в игровую деятельность. Сделав куколку, ребенок всегда начинает действовать с ней, придумывать с ней какую-либо историю. Поэтому, подбирая задания для продуктивной детской деятельности, мы всегда стремимся к тому, чтобы детские работы стали основой для их сюжетно-ролевых игр, помогали обогатить содержание.
Большинство взрослых уверенны, что игра в куклы только для девочек, а в нашей группе мальчики охотно играют в куклы, как и девочки, они укладывают кукол спать, возят в колясках, носят на руках. Это абсолютно нормальное поведение любого ребенка дошкольного возраста, ведь происходит подражание взрослым. Мальчики проделывают все то, что с ними делает мама. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребенок, таким образом, учится взаимодействовать с другими. А это решение большой проблемы гендерного воспитания.
Защита проекта «Нам бы все в куклы играть» прошла в виде комплексного мероприятия для воспитанников детского сада, родителей, гостей. Дети рассказали о том, какие бывают куклы, из чего делаются куклы, научили делать тряпичных кукол, пели песни и читали стихи о куклах. На празднике гости увидели выставку рисунков детей на тему «Моя любимая кукла». Украшением праздника стал мини-музей кукол.
Работая, над проектом мы поняли, что знакомство с историей народной куклы и технологией ее изготовления, можно начинать с детского сада. Она дает возможность для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла близка детям, она связана со многими аспектами национальной культуры.
Изготовление с детьми народной игрушки имеет большое воспитательное значение, оно развивает чувство цвета, ритма и пропорций, эстетический вкус.
Обычно с детьми мы работаем с ножницами, бумагой, используя клей, краски, и в ходе работы у кого-то обычно, то бумага помнется, то не так вырезал и в результате ребенок расстраивается, переживает. А при работе с тканью такой проблемы нет. Все безопасно, воспитатель спокоен, нет иголок, ножниц, а если работа не получилась, ткань можно развернуть и начать работу сначала. Сама по себе текстура ткани мягкая, приятная на ощупь и при работе с ней стоит атмосфера спокойствия и комфорта. Вы не представляете, как приятно видеть радость и восторг, в глазах ребенка, когда он своими руками из простого куска ткани изготовил самую настоящую куколку.
«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».