Евгения Буркова
Методическая разработка тренинга по созданию условий для плодотворного сотрудничества «Тренируйся доверять!»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка мастер-класса на тему: «Тренируйся доверять!»
Материал представляет собой творческую переработку
и развитие идей других педагогов
Автор-составитель:
педагог-организатор
Буркова Евгения
2020 г.
Доверие необходимо для эффективной работы команды, оно дает чувство безопасности. Когда члены коллектива чувствуют себя в безопасности друг с другом, у них открытый уровень общения, они смелее идут на разумный риск и не боятся показать свои слабые стороны. Без доверия степень взаимодействия в коллективе низкая: отсутствует обмен знаний и творческие решения по достижению общих целей.
Публикация «Методическая разработка тренинга по созданию условий для плодотворного сотрудничества „Тренируйся доверять!“» размещена в разделах
Основой данного занятия является тренинги на доверие, рекомендуемые для проведения в педагогических коллективах, в детских лагерях перед началом работы, новой смены, и направлен на:
1. Сплочение коллектива посредством взаимодействия друг с другом через выполнение заданий;
2. Повышение общего эмоционального фона коллектива и уровня командного духа;
3. Развитие творческих способностей.
Цель: создание условий для плодотворного сотрудничества.
Задачи:
1. Формирование навыков коллективной взаимопомощи и взаимовыручки;
2. Развить эмпатийных качеств и чувства ответственности;
3. Установить доверительные отношения между напарниками;
4. Сформировать бережное отношение к психологическому и физическому здоровью окружающих.
Участники: 16 – 18 участников.
Образовательные результаты:
Показатели результата:
1. Участники активно включены в деятельность,
2. Участники проявляют чуткое отношение друг к другу,
3. В ходе занятия участники стали больше доверять друг другу.
Способы оценки и фиксации результата:
1. Наблюдение за практической деятельностью;
2. Оценка своих действий участниками
Подготовительный этап: подготовить площадку (спортивный зал, танцевальный зал, сцена) или открытого вида, на которой не должно быть мелких или травмоопасных предметов, но при этом должна быть интересно оборудована, к примеру: невысокая лавочка, стол без острых углов, пуфы, мягкие стулья.
Условия проведения дела: соответствующая площадка достаточных размеров; ведущий, который является модератором всего занятия.
План проведения:
1. Вводная часть: приветствие участников, объявление темы и цели занятия.
2. Основная часть: тренинг «Ответственный - безответственный», тренинг «Ладонь и палец», тренинг «Я тебя нашел!».
3. Заключительная часть: совместное обсуждение: оценить приобретенный опыт, поделиться впечатлениями и эмоциями от мастер-класса.
Сценарный ход
Ведущий: Добрый день, коллеги! Сегодня мы собрались в этом танцевальном зале для того, чтобы лучше узнать друг друга. Мы с вами все знакомы, мы с вами видимся каждый день, общаемся и выполняем совместную деятельность. А насколько хорошо мы друг друга знаем, чтобы довериться друг другу чуть больше? На сегодняшнем занятии мы выйдем за рамки личного пространства, попробуем невербальный способ общения, научимся доверять друг другу, достигнем определенного уровня телесного контакта. Начнем!
Тренинг: «Ответственный - безответственный».
Участники стают по парам в кругу, ведущий проходит по кругу, касаясь участников через одного.
В: Вы уже распределены по парам, согласно тому, как вы будете работать на будущей смене. В каждой паре один играет роль «ответственного», это те, кого я коснулась, другой соответственно - «безответственного» (ведущий раздает повязки, как вы уже заметили, названия ролей говорят сами за себя. Если вы в роли «ответственного», возьмите вашего партнера за кисть, руку плечо или талию и всегда поддерживайте телесный контакт с ним и ни при каких условиях не теряйте его, теперь благополучие и здоровье партнера полностью зависит от вас! Прочувствуйте каждое новое ощущение, приобретая опыт пребывания «ответственного». Не давая никаких комментариев своему партнеру, в полной тишине, вы должны пройти вместе со своим партнером интересный путь, который вы придумаете сами, исходя из возможности площадки. К примеру, вы можете привести вашего партнера в контакт с разными фактурами: поверхность стола, занавеска, дайте партнеру ощутить солнечное тепло или, услышать птиц заставьте его бегать, ползти, перебираться через преграды (стол, стул). Задания даются тактильным способом: с помощью рук, вы поднимаете его ногу, тем самым вы даете понять ему, что надо взобраться на возвышенность или перешагнуть через что-то. Так же вы предохраняете своего «безответственного» от падения, ушибов или столкновения с другими участниками.
Задача «безответственным» беспрекословно «слушать» команды и выполнять задачи своего партнера. Прочувствуйте каждое новое ощущение, приобретая опыт пребывания «безответственным».
Участники выполняют задания, по команде ведущего, участники меняются ролями. Ведущий дает комментарии в помощь, а также следит за продолжительностью каждого этапа, продолжительность которого на усмотрение ведущего, но не больше 10 минут. После завершения каждого кона, участники подходят к ведущему, происходит обсуждение.
В: «Раз, два, три» наш первый тренинг закончился, дорогие участники соберитесь в круг для обсуждения. Вопрос №1: те участники, которые находятся в роли «безответственного», как вы себя чувствуете, когда вынуждены полностью доверять другому человеку? Вопрос №2: какие эмоции посещали «ответственных», которые брали на себя ответственность за опыт и благополучие другого человека?
Второй тренинг: «Ладонь-палец».
В: В парах происходит очередная смена ролей: те, кто были в последний раз «безответственными» становятся «ответственными», и теперь я буду называть их «Ладошками». Соответственно другой человек в паре - «безответственный» и он будет «Пальчиком». Степень доверия после первого этапа возросла, поэтому мы повышаем уровень вашего невербального общения тем, что весь контакт между вами будет заключен в 2 см в кв., это площадь прикосновения пальца «безответственного» на ладони «ответственного», отсюда и названия ролей. Задача «пальчика» ни в коем случае не потерять контакт с «ладошкой». «Ладошки» в тоже время прокладывают «путь» своему напарнику используя скорость, изменение уровней пространства, положение тела, при этом задача сохранение безопасности, но в тоже время увлекательности «путешествия» остается. Суть второго этапа остается той же: довериться и оправдать доверие.
Во втором этапе участников-«пальчиков» ждет сюрприз: ведущий незаметно меняет участников-«ладошек» в парах. Задача: как можно незаметнее поменяться «ладошкам», а «пальчики» должны понять, что с ними не их напарник. Цель подмены: установить более крепкую невербальную связь.
Данный тренинг проходит в два кона. Вопросы для обсуждения:
В: Были ли критические ситуации во время выполнения задания? По вашему мнению, вам с напарником удалось достичь нужного уровня доверия?
Третий тренинг: "Я тебя нашел!"
Подготовка к третьему этапу: убрать все лишние предметы и мебель, очистить пространство.
В: Дорогие друзья, вот мы и подошли к заключительному этапу, который называется «Я тебя нашел!» Пары разделяются, и у нас получается две команды. Одна команда становится друг напротив другой, поворачиваются спинами и меняются местами в произвольном порядке. Так, это дает возможность не знать, где в другой команде твой напарник. Теперь уже все участники, закрывают глаза и поворачиваются по моей команде. Теперь вы должны попытаться найти своего напарника! Это задача не из легких! Начинайте двигаться в сторону другой команды.
Участники начинают двигаться вперед навстречу друг другу.
В: Разумеется, что при этой попытке в центре площадки окажется сразу много людей. Задача каждого из вас – не наступить никому на ноги и ни с кем не столкнуться. Для того чтобы это получилось, ваши движения должны быть медленными и осторожными. У вас произойдет тактильный контакт с другими участниками, в котором вы должны узнать своего партера. Если этого не происходит, продолжаем поиски.
Кон заканчивается, когда все пары нашли друг друга. Данный тренинг можно повторить. Вопросы на обсуждение: В: пригодится ли вам приобретенный опыт в вашей профессиональной деятельности?
В: Дорогие друзья, коллеги, наше занятие подошло к концу. Сегодня вы приобрели драгоценный опыт совершенно иного вида взаимоотношений, который поможет вам в дальнейшей деятельности воспитателя, и что, несомненно, очень важно в работе напарничества. У всех нас еще некоторое время останется «послевкусие» от данного занятия, предлагаю поделиться приобретенным опытом, задать друг другу вопросы (подводим итоги, рефлексия).
Список литературы и интернет-источники
1. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. — М. : «Институт психологии РАН», 2008.